Русский / English 
?php echo $word_institute;?>
ИНСТИТУТИССЛЕДОВАНИЯПРОЕКТЫНАУКА И ОБРАЗОВАНИЕНОВОСТИКОНТАКТЫ
 
Проекты » Стратегическое планирование заключительных этапов жизненного цикла ЯРОО » Разработка и реализация Стратегического плана повышения радиационной безопасности на объектах Российской академии наук

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ПОВЫШЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК


Решение проблемы повышения радиационной безопасности (РБ) объектов Российской академии наук является весьма актуальной задачей по целому ряду причин.

Десятки научных учреждений РАН при научных исследованиях использовали ранее или до сих пор применяют источники ионизирующего излучения (ИИИ) — ускорители, ядерные реакторы, излучающую аппаратуру, радиоактивные вещества широкого спектра активности, различного изотопного состава в различных агрегатных состояниях с активностью от десятков до миллиардов беккерелей. Суммарная активность источников ионизирующего излучения в учреждениях РАН составляла на конец 2010 г. более 1016 Бк.

Обеспечение безопасности использования ИИИ в учреждениях РАН имеет ряд существенных особенностей. Среди них:

  • достаточно сложная, многомерная и многоуровневая организационная структура академии, сочетающая научно-отраслевой и территориальный принципы подчиненности;
  • разбросанность объектов по большой территории от Крайнего Севера (Мурманская область) до юга страны (Дагестан) и от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока (Приморье);
  • дефицит финансового и кадрового обеспечения радиационной безопасности во многих учреждениях РАН.

Существенно и то обстоятельство, что в большинстве учреждений работа с радиационно-опасными объектами является не профильной деятельностью, а лишь средством получения научного результата.

Эти и другие особенности осложняют организацию работ по обеспечению радиационной безопасности объектов РАН. Проблема обостряется тем, что на многих объектах РАН используются оборудование и установки, проработавшие более трех десятков лет. Во многих случаях срок их эксплуатации истек, и сегодня они являются достаточно обременительным наследием прошлой деятельности. Системы физической защиты, инженерные системы, обеспечивающие условия хранения и обращения c источниками радиации, средства контроля радиационной обстановки и дозиметрического контроля, как правило, требуют обновления и модернизации.
Сегодня, когда многие организации РАН по ряду причин прекратили исследования с использованием радиационно-опасных материалов, вопросы вывода из эксплуатации, утилизации отслуживших установок и дезактивации оборудования стоят особенно остро.

В связи с этим не случайно в Федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ) предусмотрен ряд мероприятий по решению проблем радиационной безопасности объектов РАН. Для эффективного выполнения задач в области повышения ядерной и радиационной безопасности, в частности, определенных ФЦП ЯРБ, было выпущено специальное распоряжение Президиума РАН от 16 июля 2008 г. № 10143-485 о разработке «Стратегического плана повышения радиационной безопасности на объектах Российской академии наук» (СП). Функции головного разработчика плана, также как и научного обеспечения работ, проводимых в рамках ФЦП ЯРБ на объектах РАН, возложены на ИБРАЭ РАН.

Стратегический подход в планировании мероприятий по повышению радиационной безопасности позволит добиться эффективных практических результатов, рационально использовать имеющиеся средства, реально оценивать потребности и обосновывать необходимость и объем будущих инвестиций.

Опыт стратегического планирования для ликвидации угроз, исходящих от радиационно-опасных объектов, был получен ИБРАЭ в период 2004—2007 гг. при разработке Стратегического Мастер-плана (СМП) для обеспечения ядерной и радиационной безопасности при утилизации выведенных из эксплуатации объектов атомного флота на Северо-Западе России. Разработанный большим коллективом специалистов из ведущих организаций страны (РНЦ КИ, НИКИЭТ, ИБРАЭ и др.), СМП был одобрен профильными международными организациями (Контактной экспертной группой МАГАТЭ, Исполнительным ядерным комитетом и Ассамблеей доноров Фонда Природоохранного партнерства «Северное измерение») и введен в действие приказом руководителя ГК «Росатом». Этот опыт был эффективно использован и при разработке СП. Коллектив разработчиков с привлечением представителей институтов РАН и членов Рабочей группы РАН, руководимой академиком Б. Ф. Мясоедовым, выполнил большую и кропотливую работу, в результате которой:

  • была собрана информация и проведен детальный анализ существующего состояния всех источников ядерной и радиационной опасности и систем обеспечения их безопасности на объектах РАН;
  • была уточнена методология стратегического планирования применительно к особенностям объектов РАН;
  • сформулированы и обоснованы конечные цели работ по повышению радиационной безопасности в целом и по каждому объекту, а также стратегии достижения этих целей;
  • разработаны и взаимоувязаны дорожные карты (функциональные диаграммы) достижения конечных целей для объектов, имеющих ИИИ;
  • обоснованы приоритеты реализации проектов СП в целом и на каждом объекте;
  • разработан календарный план работ, профили финансирования и сетевые графики (диаграммы Ганта) в отношении соответствующих объектов РАН на весь период действия СП, включающего срок действия ФЦП ЯРБ;
  • сформированы предложения по срокам, объемам и источникам финансирования для 178 проектов, составивших основу «Программы повышения радиационной безопасности объектов РАН» (ППРБ) (первоначально было идентифицировано 203 проекта).

Поскольку ППРБ не является программой прямого действия, она на весьма длительный срок должна поддерживаться в актуальном состоянии и служить ориентиром при разработке годовых и иных планов в этой сфере деятельности, а также для принятия решений при выделении средств учреждениям РАН на решение вопросов обеспечения радиационной безопасности из различных источников.

Разработанная ППРБ является первой стратегической программой повышения радиационной безопасности на объектах РАН. Ее мониторинг и ежегодная коррекция с использованием информационной системы управления (ИСУП), которую предстоит разработать, позволит обеспечить постоянное совершенствование радиационной безопасности при оптимизации использования ресурсов и сокращении времени выполнения работ.

  

 

Скачать pdf-файл

Cтратегический план повышения радиационной безопасности на объектах Российской академии наук

 


ИБРАЭ РАН © 2013 Карта сайта | Связаться с нами