Русский / English 
?php echo $word_institute;?>
INSTITUTERESEARCHPROJECTSSCIENCE AND EDUCATIONNEWSCONTACTS
 
Projects » Emergency Response and Radiation Monitoring

EMERGENCY RESPONSE AND RADIATION MONITORING

The history of IBRAE RAN began with the activities of the expert group of physicists, which took an active part in mitigation of the consequences of the Chernobyl accident under the leadership of L.A. Bolshov. The group demonstrated the high efficiency in assessing and forecasting the accident evolution at the 4th ChNPP Unit and in development of practical measures to contain the accident and to organize radiation monitoring near ChNPP. Subsequently this group of experts became the nucleus of new institute. Organizational structure and main activities of the Institute, to a large extent, resulted from comprehension of the Chernobyl experience.

Therefore, the issues of emergency response have always been paid special attention at IBRAE RAN. Since 1996, the Nuclear Safety Institute is an active participant of activities within the national system of emergency response in the crisis situations at nuclear and radiation hazardous facilities. It provides scientific and technical support to CC of Rosenergoatom Concern, SCC of Rosatom and National Emergency Management Center of EMERCOM in protection of population and areas during possible radiation incidents.

THE MAIN ACTIVITIES OF IBRAE RAN IN THE FIELD OF EMERGENCY RESPONSE AND RADIATION MONITORING

More than sixty years of experience of domestic and global nuclear energy give reason to assert that one of the key factors in ensuring safety of nuclear and radiation hazardous facilities (NRHF) is the creation and optimization of radiation monitoring and emergency response system. Such a system requires a specialized emergency response structures, interaction and quick information exchange between these structures and public authorities at all levels, scientific and technical support of decision making.

In accordance with the "Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the period till 2020", radiation safety for population and environment is one of the priority directions of development of the country. This calls for continuous improvement of radiation monitoring and emergency response systems.

The main factors determining their effectiveness include:

  • Coordination of authorized institutions engaged in emergency response functions, and authorities at the municipal, regional and national levels;
  • Availability of specialized centers, which promptly provide qualified scientific, technical and expert support to authorized entities and authorities in making the decisions on population and environment protection;
  • Availability of automated radiation monitoring systems and high-tech software and hardware systems for assessment and forecast of radiation emergencies;
  • Integrated information space providing the interaction of all participants of emergency response system.

IBRAE RAN develops the following research areas of emergency response:

  • Fundamental and applied research on radionuclide dispersal in various environments, including air and water;
  • Development and optimization of automated radiation monitoring systems (ARMS), creation of software and hardware for ARMS;
  • Development of mobile systems of radiation monitoring and radiation survey;
  • Implementation of territorial and facility ARMS created on the basis of models, codes and geoinformation systems developed by IBRAE RAN;
  • participation in arrangement of regular emergency exercises carried out in the framework of the federal target programs and international projects;
  • Scientific, technical and expert support through the Technical Crisis Centre of IBRAE RAN to response activities in radiation emergencies at the federal, regional and industrial levels.

RADIATION MONITORING SYSTEMS

From the point of view of minimizing the consequences of radiation accidents at NPP and other NRHF, quickness of decision making and implementation of measures to protect the population and environment is of the utmost importance. This necessitates the establishment of effective radiation monitoring systems in the near and far zones of NRHF using up-to-date software and hardware systems and information technologies.

IBRAE RAN in cooperation with RPC "Doza" and JSC "SPC Aspect " is working on creation of automated radiation monitoring systems (ARMS) and development of unified technical specifications for such systems to bring them into line with Russian and international standards. ARMS basis are the stationary meters of ambient equivalent dose rate (AEDR). The need for unification of metrological characteristics of the meters is caused by specific operation of ARMS (field work, requirement of reliable measurement of near-background AEDR values).

Stationary radiation monitoring systems can be divided into two main classes: facility’s ARMS for radiation monitoring at NRHF site and in close proximity and territorial ARMS whose scope covers the entire regions with a large number of NRHF. At present, advanced hybrid monitoring system using mobile radiological laboratories and mobile measurement systems are intensively developing. Such systems provide greater efficiency of management and decision-making in comparison with stationary ARMS. 

 

FACILITY ARMS DEVELOPED BY IBRAE RAN

IBRAE RAN develops the facility automated radiation monitoring systems since 1999. The first of these systems, created in the framework of international program AMEC (Arctic Military Environmental Cooperation), was commissioned in April 2004. It was established at FSUE "Atomflot" in Murmansk and designed for ensuring radiation safety of temporary storage of spent nuclear fuel (SNF) of nuclear submarines of the Russian Navy. The system includes 8 stations for monitoring of gamma radiation dose rate, 2 stations to monitor air contamination in the site, 3 stations to monitor alpha- and beta-active aerosols in the ventilation systems, installation for monitoring of radioactive contamination of treated waste water and automatic weather station. Software for collection and transfer of radiation monitoring data was developed at IBRAE RAN; software for visualization of monitoring results was developed in the Norwegian Institute for Energy Technologies and adapted by the experts of IBRAE RAN.

In 2008-2011, within the framework of the federal target program IBRAE experts in cooperation with JSC VNIPIET, RPC "Doza" and JSC "Technocenter service" upgraded ARMS of FSUE "Atomflot". The number of radiation monitoring stations at the site, in the controlled area and the surveillance zone was increased, and they were integrated into automated system with single shared server and software.

Most of facilities ARMS, designed at IBRAE RAN under the federal and international target programs, are located in Murmansk Region ("Nerpa", reactor compartment storages in Zaozersk, Gremikha, Sayda Bay and Andreeva Bay) and Archangelsk Region (JSC PO " Sevmash", JSC “SC Zvezdochka”), where large-scale work on decommissioning of nuclear fleet facilities and remediation of contaminated land and water areas are carried out.

In addition, facilities ARMS were created together with the organizations of the State Corporation "Rosatom", namely the RussianFederalNuclearCenter “All-Russian Research Institute of Experimental Physics” (VNIIEF) and SRC "Research Institute of Atomic Reactors" (NIIAR) on the sites of these institutes.

 

TERRITORIAL ARMS

Territorial ARMS (TARMS) are the foundation of radiation monitoring and emergency response system, providing information support to the actions of federal and regional executive authorities of the Russian Federation for ensuring radiation safety of the population and environment. They are designed with the ability to integrate into a unified automated radiation monitoring system in the territory of the Russian Federation. They are designed for continuous automatic radiation monitoring in the RF region, acquisition, processing and visualization of real-time data about radiation conditions, information exchange with other subsystems, federal, regional and departmental crisis centers. 

TARMS STRUCTURE

Typical structure of territorial automated radiation monitoring system consists of data acquisition and processing center (DAPC) and stationary stations of radiation and meteorological monitoring placed in the settlements or on terrain. Data transfer from the monitoring stations to DAPC by telephone lines, the Internet, wireless cellular and radio channels.

The hardware of the radiation monitoring station includes a unit for detecting gamma radiation dose rate and unit for data processing and transfer (DPU), which provides connection to the server DAPC and workstations designed to display the results of monitoring. External electronic bulletin board and an automatic weather station (determines the direction and speed of wind, measures barometric pressure, temperature and relative humidity) can be also connected to DPU.

Commercially available devices, included in the State Register of measuring tools, are used in the ARMS systems developed by IBRAE as the units for detection of ambient equivalent dose of gamma radiation (BDMG-200, DBG-S11Dmn – the gamma radiation dosimeters, IRT-M – the meters of background radiation manufactured by RPC "Doza", Zelenograd, and dosimeters UDRG-50 (STC "Rion"). They allow measuring AEDR in the range of 0.1-107 μSv/h with a relative error less than ± 25%. Certified automatic meteosystem MK-15 (SPA "Typhoon") or weather station «Vaisala Oyj WXT520» (Finland), the advantage of which is the lack of moving parts, are used for collection of meteorological data.

TARMS SOFTWARE

IBRAE software is designed to collect and process data coming from local TARMS stations, to inspect condition and automatic reactivation of detection units, to maintain the databases, to display the radiation conditions using modern GIS technologies, to exchange data with other radiation monitoring systems.

The program "Radiation Condition Monitor" which is installed on the workstation of TARMS operator is used for real-time visualization of the results of radiation monitoring. Multi-windows Windows-interface of the program includes a control panel, the windows of geographical map and the current values of sensors. The program allows displaying the data about radiation conditions in geo-referenced graphical and tabular forms, generating the reports and operational trends, monitoring the current status of individual elements and whole ARMS system.

Tablet computers for remote monitoring

IBRAE RAN has developed web-application "Web- monitoring Server" based on geoinformation technologies. The application is designed for installation on mobile devices (tablets and smartphones) and allows staff of ARMS control centers to monitor the radiation conditions remotely.

TERRITORIAL ARMS DEVELOPED IN COOPERATION WITH IBRAE RAN

In 2005-2008, TARMS was established in the Murmansk Region. The system was developed by IBRAE RAN within the project “Enhancement of Radiation Monitoring and Emergency Response System in the Murmansk Region". Then the number of stations for gamma dose rate monitoring and weather stations were increased during the subsequent upgrade of TARMS. Data interchange with departmental radiation monitoring systems located in the region (in particular, with the ARMS of Kola NPP) was organized. The Data Acquisition and ProcessingCenter was established in the Murmansk Centre for Hydrometeorology and Environmental Monitoring. The Center has the data transfer channels to the Crisis Center of EMERCOM Department in the Murmansk Region and to the Situation Centre of the Government of the Murmansk Region.

In 2008-2010, IBRAE RAN participated in the international project "Enhancement of the System of Radiation Monitoring and Emergency Response in the Archangelsk Region". Territorial Radiation Monitoring and Emergency Response System was established, which includes 25 AEDR monitoring stations, two automatic weather stations and DAPC in the ArkhangelskCenter of hydrometeorology and environmental monitoring. Data about the radiation conditions also come to the Crisis Center of EMERCOM and the Situation Centre of the Government of the Arkhangelsk Region.

In total, from 2005 to 2013, 22 regional automated radiation monitoring and emergency response systems were established in various regions of the Russian Federation by IBRAE (or with the active participation of its experts) in cooperation with Rosatom, EMERCOM and Roshydromet under various federal and international projects. In addition, software for TARMS monitoring stations and control centers was developed in cooperation with SPA "Taifun" of Roshydromet.

The systems of Murmansk and Arkhangelsk Regions have been recommended by IAEA mission as the models of such systems for other regions of Russia. Summing up the results of the international project "Enhancement of the System of Radiation Monitoring and Emergency Response in the Archangelsk Region" in July 2011, IAEA experts emphasized that the project "... is unique both in the number of participants and coverage areas. The organization of work under the project and the results are worthy of high appraisal. "

The projects on enhancement of territorial radiation monitoring and emergency response systems in the Murmansk (2005-2008.) and Archangelsk (2008-2012) Regions are the examples (see pdf-presentations in Russian and English languages).

PROMISING ARMS TOOLS

Development of new industries leads to a steady increase in the number of NRHF and growth of the hazards, so the most effective radiation monitoring technologies should be used for creating ARMS systems. IBRAE RAN studies of advanced monitoring concepts are of great scientific and practical importance and can be the basis for implementation of new generation of ARMS systems.

HYBRID RADIATION MONITORING

The concept of so-called hybrid monitoring treats ARMS as a unified measuring and calculating system that provides a continuous process of adapting the radionuclide dispersal model to the specific conditions based on the results of field measurements. Monitoring structure designed for achieving the following objectives: timely, already in early phase of accident, detection of atmospheric release (or liquid discharge) of radionuclides; express assessment of source activity or dose rate; monitoring of radiation conditions in the area of real radioactive contamination. Unlike the typical monitoring schemes, the main tools of measurement are the mobile radiometric laboratories (MRL). Monitoring stations are used to determine the shape of radiation trace. 

The structure of hybrid monitoring

1 — NRHF, 2 — dosimetric stations, 
3 — stationary meteorological mast near NRHF, 4 — contaminated area (trace) after radioactive release,
5 — MRL, 6 — MRL route and measurement points, 7 — ARMS DAPC

MOBILE RADIOMETRIC LABORATORIES

Mobile radiometric laboratories operate as part of facilities’-and territorial ARMS. They used for refinement of data from fixed radiation monitoring stations, as well as for radiation survey outside the monitoring stations. MRL use significantly increases ARMS effectiveness and efficiency of decision-making of emergency response participants.

IBBRAE RAN, RPC "Doza", LLC "Avtospektr-NN" and LLC "Autolic" jointly developed and put into operation more than twenty mobile radiometric laboratories on the chassis of vans or off-road vehicles. They are designed for independent work in the field and perform the following main tasks:

  • Detection and localization of radioactive sources of contamination;
  • Mapping of the boundaries of contaminated areas;
  • Identification of contamination parameters;
  • Sampling of soil, water and air;
  • Real-time transfer of measurement data to crisis centers.

MRL consists of measuring and dosimetric equipment, computer system (industrial protected computer «Advantech» PPC-154T or equivalent) with integrated application software, videounits, navigation tools, satellite and mobile communications devices, devices for sampling of soil, water and air and express analysis of the samples. The main measuring tool is spectrally sensitive dosimetric installation "Gamma-sensor", which allows gamma survey, determination of nuclide composition of contamination source, accurate geo-referenced measurements with data plotting on electronic map, database maintaining and real-time transfer of measurement data to the crisis centers.

A specialized program "Sensor" is developed at RPC "Doza" to work with the "Gamma-sensor" installation. It provides control of analog-to-digital converter (ADC) and GPS satellite navigation system, calculation of equivalent dose rate at the point of detector placement and assessment of radionuclides contribution to the dose, display of measured energy and dose gamma spectra with the possibility of scaling.


IBRAE RAN © 2013 Site map | Feedback

Русский / English 
?php echo $word_institute;?>
ИНСТИТУТИССЛЕДОВАНИЯПРОЕКТЫНАУКА И ОБРАЗОВАНИЕНОВОСТИКОНТАКТЫ
 
Проекты » Аварийное реагирование и радиационный мониторинг

АВАРИЙНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И РАДИАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

История создания ИБРАЭ РАН берет свое начало с деятельности экспертной группы ученых-физиков, которая под руководством Л. А. Большова приняла активное участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, продемонстрировав высокую эффективность в оценке и прогнозировании развития аварийных процессов в 4-м энергоблоке ЧАЭС и выработке практических мер по локализации аварии и организации радиационного мониторинга в ближней зоне ЧАЭС. В дальнейшем эта группа экспертов составила ядро нового Института, организационная структура и основные направления деятельности которого были во многом обусловлены результатами осмысления чернобыльского опыта.

Поэтому вопросам аварийного реагирования в ИБРАЭ РАН всегда уделялось и уделяется особое внимание. С 1996 г. ИБРАЭ РАН является активным участником работ в рамках национальной системы аварийного реагирования в случае кризисных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах, осуществляя научно-техническую поддержку КЦ концерна Росэнергоатом, ФГУП «СКЦ Росатома», НЦУКС МЧС России в вопросах защиты населения и территорий при возможных радиационных авариях.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИБРАЭ РАН
В ОБЛАСТИ АВАРИЙНОГО РЕАГИРОВАНИЯ И РАДИАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА
        

смотреть подробнее

Более чем шестидесятилетний опыт развития отечественной и мировой атомной энергетики дает основания утверждать, что одним из ключевых факторов обеспечения безопасности ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО) является создание и оптимизация системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования на чрезвычайные ситуации. Такая система предполагает наличие специализированных противоаварийных структур, организацию взаимодействия и оперативного обмена информацией между ними и органами государственной власти всех уровней, организацию научно-технической и экспертной поддержки принятия решений.

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» обеспечение радиационной безопасности населения и окружающей среды относится к числу приоритетных направлений развития страны. Это обусловливает необходимость постоянного совершенствования систем радиационного мониторинга и аварийного реагирования.

К основным факторам, определяющим их эффективность, относятся:

  • координация работы уполномоченных структур, осуществляющих функции аварийного реагирования, и органов власти на муниципальном, региональном и национальном уровнях;
  • наличие специализированных центров, оперативно оказывающих квалифицированную научно-техническую и экспертную поддержку уполномоченным структурам и органам власти в принятии решений по защите населения и объектов окружающей среды;
  • наличие автоматизированных систем радиационного контроля и высокотехнологичных программно-аппаратных комплексов оценки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций с радиационным фактором;
  • организация единого информационного пространства, обеспечивающего взаимодействие всех участников системы аварийного реагирования. 

ИБРАЭ РАН развивает следующие научные направления в сфере аварийного реагирования:

  • проводит фундаментальные и прикладные исследования по моделированию распространения радионуклидов в различных средах, в том числе воздушной и водной;
  • разрабатывает и оптимизирует структуру автоматизированных систем контроля радиационной обстановки (АСКРО), создает программно-аппаратное обеспечение для них;
  • разрабатывает мобильные комплексы радиационного мониторинга и радиационной разведки;
  • участвует в практической реализации территориальных и объектовых АСКРО, создаваемых на основе разработанных в ИБРАЭ РАН моделей, программных кодов и геоинформационных систем;
  • принимает участие в проведении регулярных противоаварийных учений, осуществляемых в рамках федеральных целевых программ и и международных проектов;
  • обеспечивает через Технический кризисный центр ИБРАЭ РАН научно-техническую и экспертную поддержку мероприятий по аварийному реагированию на ЧС с радиационным фактором, осуществляемых на федеральном, региональном и отраслевом уровнях.

СИСТЕМЫ РАДИАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА

С точки зрения минимизации последствий радиационных аварий на АЭС и других ЯРОО основополагающее значение имеет оперативность принятия решений и проведения мероприятий по защите населения и окружающей среды. Это обусловливает необходимость создания эффективных систем мониторинга радиационной обстановки в ближней и дальней зонах ЯРОО с применением современных программно-аппаратных средств и информационных технологий.
ИБРАЭ РАН совместно с НПП «Доза» и ЗАО «НПЦ «Аспект» проводит работы по созданию автоматизированных систем контроля радиационной обстановки (АСКРО) и разработке единых технических требований к таким системам с целью их унификации в соответствии с российскими и международными нормами. Основу АСКРО составляют стационарные измерители мощности амбиентного эквивалента дозы (МАЭД) излучения, необходимость унификации метрологических характеристик которых обусловлена спецификой эксплуатации АСКРО (работа в полевых условиях, требование надежного измерения околофоновых значений МАЭД).

Стационарные системы радиационного мониторинга можно подразделить на два основных класса — объектовые АСКРО, предназначенные для контроля радиационной обстановки на промплощадке ЯРОО и в непосредственной близости от нее, и территориальные АСКРО, сфера действия которых охватывает целые регионы с большим количеством ЯРОО. В настоящее время активно развиваются перспективные системы гибридного мониторинга с использованием передвижных радиологических лабораторий и мобильных измерительных комплексов. Такие системы обеспечивают бóльшую по сравнению со стационарными АСКРО оперативность управления и принятия решений.


ОБЪЕКТОВЫЕ АСКРО, РАЗРАБОТАННЫЕ ИБРАЭ РАН

Разработки объектовых АСКРО проводятся ИБРАЭ РАН с 1999 г. Первая из таких систем, созданная в рамках международной программы АМЕС (Arctic Military Environmental Cooperation), была введена в эксплуатацию в апреле 2004 г. Она развернута на базе ФГУП «Атомфлот» в Мурманске и предназначена для обеспечения радиационной безопасности при эксплуатации площадки временного хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) атомных подводных лодок российского ВМФ. В систему входят 8 постов контроля мощности дозы гамма-излучения, 2 поста контроля радиоактивного загрязнения воздуха на промплощадке, 3 установки контроля альфа- и бета-радио­активных аэрозолей в вентиляционных системах, установка контроля радиоактивного загрязнения очищенных сбросных вод и автоматическая метеостанция. Программное обеспечение (ПО) для сбора и передачи данных радиационного мониторинга разработано в ИБРАЭ РАН, ПО для визуализации результатов мониторинга разработано в Норвежском институте энерготехнологий и адаптировано специалистами ИБРАЭ РАН.

В 2008—2011 гг. в рамках федеральной целевой программы специалистами ИБРАЭ РАН совместно с ОАО «ВНИПИЭТ», НПП «Доза» и ООО «ТехноЦентр сервис» была проведена модернизация АСКРО ФГУП «Атомфлот» с увеличением количества постов радиационного контроля на территории предприятия, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения и их интеграцией в автоматизированную систему с общим сервером и единым программным обеспечением.
Большинство объектовых АСКРО, спроектированных в ИБРАЭ РАН в рамках федеральных и международных целевых программ, размещено в Мурманской (СРЗ «Нерпа», пункты хранения реакторных отсеков в Заозерске, Гремихе, Сайда-губе, губе Андреева) и Архангельской (ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «ЦС «Звездочка») областях, где ведутся масштабные работы по комплексной утилизации объектов российского атомного флота и экологической реабилитации загрязненных территорий и акваторий.

Кроме того, совместно с РФЯЦ «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (ВНИИЭФ) и ГНЦ «Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (НИИАР), входящими в структуру Госкорпорации «Росатом», были созданы объектовые АСКРО на территории этих институтов.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АСКРО

Территориальные АСКРО (ТАСКРО) составляют основу системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования на чрезвычайные ситуации с радиационным фактором, обеспечивая информационную поддержку действий федеральных и региональных органов исполнительной власти РФ по обеспечению радиационной безопасности населения и окружающей среды. Они проектируются с учетом возможности интеграции в единую автоматизированную систему контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации и предназначены для непрерывного автоматизированного контроля радиационной обстановки на территории региона или субъекта РФ, сбора, обработки и визуализации оперативных данных о радиационной обстановке, осуществления информационного обмена с другими подсистемами, федеральными, региональными и ведомственными кризисными центрами.

СТРУКТУРА ТАСКРО

В типовую структуру территориальной системы автоматизированного контроля радиационной обстановки входят центр сбора и обработки информации (ЦСОИ) и стационарные посты радиационного и метеорологического контроля, размещенные в населенных пунктах или на местности. Передача данных от постов контроля в ЦСОИ осуществляется по телефонным линиям, сети Интернет, по беспроводным сотовым и радиоканалам.

Аппаратная часть поста радиационного контроля представляет собой блок детектирования мощности дозы гамма-излучения и блок обработки и передачи данных (БОП), обеспечивающий связь с сервером ЦСОИ и рабочими станциями, предназначенными для отображения результатов мониторинга. К БОП могут также подключаться наружное электронное информационное табло и автоматическая метеостанция (определяет направление и скорость ветра, измеряет атмосферное давление, температуру и относительную влажность воздуха).

В качестве блоков детектирования мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения в разработанных в ИБРАЭ РАН системах АСКРО применяются серийно выпускаемые и включенные в государственный реестр средств измерений дозиметры гамма-излучения БДМГ-200, ДБГ-С11Д, измерители радиационного фона ИРТ-М (производства НПП «Доза», Зеленоград) и дозиметры УДРГ-50 (НТЦ «Рион»). Они обеспечивают измерение МАЭД в диапазоне 0,1—107 мкЗв/ч с относительной погрешностью не более ±25%. Для сбора метеорологических данных применяются сертифицированный автоматический метеокомплекс МК-15 (НПО «Тайфун») либо метеостанция «Vaisala Oyj WXT520» (Финляндия), достоинством которой является отсутствие движущихся деталей.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАСКРО

Разработанное ИБРАЭ РАН программное обеспечение предназначено для сбора и обработки данных, поступающих с локальных постов радиационного контроля ТАСКРО, проверки состояния и автоматического восстановления работоспособности блоков детектирования, ведения базы данных, визуализации (отображения) радиационной обстановки с использованием современных ГИС-технологий, обмена данными с другими системами контроля радиационной обстановки.

Для визуализации в реальном времени результатов контроля радиационной обстановки служит программа «Монитор радиационной обстановки», которая устанавливается на рабочей станции оператора ТАСКРО. Многооконный Windows-интерфейс программы включает в себя панель управления, окно географической карты и окно текущих значений датчиков. Программа позволяет отображать данные о радиационной обстановке в графическом и табличном виде с географической привязкой, формировать отчеты и оперативные тренды, контролировать текущее состояние отдельных элементов АСКРО и системы в целом.

Использование планшетных компьютеров для удаленного мониторинга

Разработанное в ИБРАЭ РАН на базе геоинформационных технологий web-приложение «Сервер web-мониторинга» предназначено для установки на мобильных устройствах (планшетных компьютерах и смартфонах) и обеспечивает дежурному персоналу центров управления АСКРО возможность осуществлять удаленный мониторинг радиационной обстановки.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АСКРО, СОЗДАННЫЕ С УЧАСТИЕМ ИБРАЭ РАН

В 2005—2008 гг. в Мурманской области развернута ТАСКРО, разработанная ИБРАЭ РАН в рамках международного проекта «Усовершенствование системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования Мурманской области». В ходе последующей модернизации системы было увеличено количество контрольных постов мощности дозы гамма-излучения и количество автоматических метеостанций.
Организован взаимообмен данными с расположенными в регионе ведомственными системами радиационного мониторинга (в частности, с АСКРО Кольской АЭС). Центр сбора и обработки информации развернут на базе Мурманского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Предусмотрены каналы передачи данных в Кризисный центр управления МЧС России по Мурманской области (ГУ МЧС) и в Ситуационный центр Правительства Мурманской области.

В 2008—2010 гг. ИБРАЭ РАН участвовал в работах по реализации международного проекта «Усовершен­ствование системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования Архангельской области». Была создана территориальная система АСКРО и аварийного реагирования, в которую входят 25 постов контроля МАЭД, две автоматические метеостанции и ЦСОИ, размещенный в Архангельском центре по гид­рометеорологии и мониторингу окружающей среды. Данные о радиационной обстановке поступают также в Кризисный центр ГУ МЧС и в Ситуационный центр Правительства Архангельской области.
Всего с 2005 по 2013 гг. в рамках различных федеральных и международных проектов силами ИБРАЭ РАН (или при активном участии его специалистов) совместно с Росатомом, МЧС России, Росгидрометом в различных субъектах Российской Федерации было создано 22 территориальных системы АСКРО и аварийного реагирования, а также разработано совместно с НПО «Тайфун» Росгидромета программное обеспечение для постов контроля и центров управления ТАСКРО.

Системы Мурманской и Архангельской областей были рекомендованы миссией МАГАТЭ в качестве моделей организации подобных систем в других регионах России. Подводя в июле 2011 г. итоги реализации международного проекта «Усовершенствование системы радиационного мониторинга и аварийного реагирования в Архангельской области», эксперты МАГАТЭ подчеркнули, что проект «…уникален как по количеству участников, так и по охвату территорий. Организация работ по проекту и полученный результат заслуживают самой высокой оценки».

Примером являются проекты по совершенствованию территориальных систем радиационного мониторинга и аварийного реагирования в Мурманской (2005­­-2008 гг.) и Архангельской (2008­-2012 гг.) областях (см. pdf-презентации на русском и английском языках).

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА АСКРО

Развитие новых производств ведет к неуклонному увеличению количества ЯРОО и возрастанию исходящей от них опасности, поэтому при создании систем АСКРО необходимо применять наиболее эффективные технологии радиационного мониторинга. Исследования ИБРАЭ РАН в области разработки перспективных концепций мониторинга имеют большое научное и практическое значение и могут стать основой для реализации систем АСКРО нового поколения.

ГИБРИДНЫЙ РАДИАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

В концепции так называемого гибридного мониторинга АСКРО рассматривается как единый измерительно-расчетный комплекс, обеспечивающий непрерывный процесс адаптации рабочей модели распространения радионуклидов к конкретным условиям по результатам измерений на местности. Структура мониторинга направлена на решение следующих задач: своевременное, уже на ранней фазе развития аварии, обнаружение атмосферного выброса (или жидкого сброса) радионуклидов; экспресс-оценка активности источника или мощности дозы; отслеживание радиационной обстановки целевым образом в зоне фактического радиоактивного загрязнения.

В отличие от типовых схем мониторинга основным средством проведения измерений являются передвижные радиометрические лаборатории (ПРЛ). Стационарные посты контроля используются для определения формы радиационного следа на местности.

Структура гибридного мониторинга
1 — ЯРОО, 2 — стационарные посты дозиметрического контроля,
3 — стационарная метеомачта в непосредственной близости от ЯРОО, 4 — радиоактивное загрязнение окружающей среды (след) при аварийном выбросе,
5 — ПРЛ, 6 — маршрут движения ПРЛ и точки проведения измерений, 7 — ЦСОИ АСКРО

ПЕРЕДВИЖНЫЕ РАДИОМЕТРИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ

Передвижные радиометрические лаборатории, действующие в составе объектовых и территориальных АСКРО, используются для уточнения данных, получаемых от стационарных постов радиационного контро­ля, а также для проведения радиационной разведки вне зоны действия стационарных постов контроля. Применение ПРЛ значительно повышает эффективность АСКРО и оперативность принятия решений субъектами аварийного реагирования.

ИБРАЭ РАН совместно с НПП «Доза», ООО «Автоспектр-НН» и ООО «Автолик» разработаны и введены в эксплуатацию более двадцати передвижных радиометрических лабораторий на базе шасси микроавтобусов или автомобилей повышенной проходимости. Они предназначены для автономной работы в полевых условиях и выполнения следующих основных задач:

  • обнаружение и локализация радиоактивных источников и загрязнений;
  • картографирование границ загрязненных территорий;
  • определение характеристик радиоактивных загрязнений;
  • отбор проб почвы, воды и воздуха;
  • передача данных измерений в кризисные центры 
  • в режиме реального времени.

В комплект ПРЛ входят измерительное и дозиметрическое оборудование, компьютерная система (промышленный защищенный компьютер «Advantech» PPC-154Т или аналогичный) со встроенным прикладным ПО, средства видеофиксации, навигации, спутниковой и мобильной связи, устройства отбора и экспресс-анализа проб воздуха, воды и грунта. Основным измерительным средством является спектрально-чувствительная дозиметрическая установка «Гамма-сенсор», которая обеспечивает проведение гамма-съемки местности, определение нуклидного состава источника радиоактивного загрязнения, точную географическую привязку измерений с нанесением данных на электронную карту, ведение базы данных и передачу данных измерений в кризисный центр в режиме реального времени.

Для работы с установкой «Гамма-сенсор» в НПП «Доза» создана специализированная программа «Сенсор». Она обеспечивает управление аналого-цифровым преобразователем (АЦП) и спутниковой навигационной системой GPS, расчет мощности эквивалентной дозы в точке размещения детектора и оценку вклада излучения радионуклидов в дозу, отображение измеренных энергетического и дозового гамма-спектров с возможностью их масштабирования.

 


ИБРАЭ РАН © 2013 Карта сайта | Связаться с нами