Русский / English 
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТИССЛЕДОВАНИЯПРОЕКТЫНАУКА И ОБРАЗОВАНИЕНОВОСТИКОНТАКТЫ
 

СМП: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


Концепция отсроченных решений

Основным методом обращения с радиоактивными отходами (РАО) в России и других странах является организация долговременного хранения в специальных приповерхностных хранилищах вплоть до решения вопроса об их окончательной утилизации или захоронении. В связи с этим наиболее сложные проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности атомных реакторов возникают не столько в период их нормальной эксплуатации, но и в процессе вывода из эксплуатации реакторов и соответствующих объектов — АЭС, кораблей и судов с ЯЭУ, береговых технических баз, хранилищ ОЯТ и РАО, обеспечивающей инфраструктуры.

Концепция утилизации АПЛ или надводных кораблей с ЯЭУ, предусматривает так называемую отсроченную утилизацию. В ее ходе из АПЛ или надводного корабля извлекаются ОЯТ, формируется реакторный отсек, куда загружается все образованные в ходе разделки соответствующего объекта высокоактивные ТРО, а сам реакторный отсек устанавливается на специально создаваемой наземной площадке для контролируемого долговременного хранения. Через 70—100 лет, после того, как его активность снизится до безопасного уровня, он может быть отправлен на окончательную разделку и переработку.

Данная концепция предполагает также проведение экологической реабилитации объектов береговой инфраструктуры атомного флота. Это комплекс организационных, технических и социальных мероприятий, направленных на восстановление нормальных условий хозяйственной деятельности объекта. Наиболее предпочтительным вариантом является достижение состояния «коричневой лужайки» с последующим использованием территории для размещения объектов промышленного назначения.

   
 

Объекты утилизации и экологической реабилитации в Северо-Западном регионе России.

Историческая справка

Массовый вывод из эксплуатации ЯРОО атомного флота на Северо-Западе России начался в конце 1980‑х годов. Вследствие недостаточных темпов работ по комплексной утилизации АПЛ экологические угрозы в регионе возрастали по мере ухудшения технического состояния хранилищ ОЯТ, зданий и сооружений на площадках хранения РАО, кораблей с ЯЭУ и судов атомного технологического обслуживания.

К началу XXI века стало очевидно, что решить в приемлемые сроки проблему ликвидации угроз, исходящих от подлежащих утилизации объектов атомного флота, не удастся без международной финансовой и научно-технической поддержки. В 2003 г. Минатом России (с 2004 г. его функции перешли к Федеральному агентству по атомной энергии, в марте 2008 г. преобразованному в Госкорпорацию «Росатом») принял решение о разработке Стратегического Мастер-плана утилизации и экологической реабилитации выведенных из эксплуатации объектов атомного флота и обеспечивающей инфраструктуры в Северо-Западном регионе России.

Группа разработки Cтратегического Мастер-плана

Стратегический Мастер-план (СМП) — это крупномасштабное комплексное исследование, в котором были определены основные направления работ по утилизации АПЛ и экологической реабилитации береговых технических баз, обоснованы приоритеты выполнения мероприятий и проектов по улучшению экологической обстановки в Северо-Западном регионе России.

В работе над СМП, которая была завершена в октябре 2007 г. (разработка ИСУП — информационной системы управления Программой — продолжалась до 2010 г.), принимали участие ведущие сотрудники основных профильных организаций нашей страны: ИБРАЭ РАН, РНЦ «Курчатовский институт», Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники им. Н. А. Доллежаля (НИКИЭТ), НИПТБ «Онега», «ОКБМ Африкантов», ГУП «Элерон», КНЦ РАН, МИФИ, ФГУП ЦНИИТС, ВНИПИЭТ, ОАО «СевРАО», ОАО «СРЗ Нерпа», Зарубеж­атомэнергостроя, объединенные под руководством директора ИБРАЭ РАН чл.-корр. РАН Л. А. Большова в Группу разработки программы. Научное руководство разработкой СМП осуществлял советник РАН академик А. А. Саркисов. Важной особенностью разработки СМП являлось активное участие в ней «Международного консультанта» (МК). В состав группы МК вошли представители компаний Fluor Corp., British Nuclear Group (BNG Project Servises) и Xron Associates Inc., внесшие весомый вклад в деятельность Группы разработки программы.

В ходе разработки СМП были широко использованы современные информационные технологии. Планирование, основанное на этих технологиях для решения проблем глобального масштаба, в нашей стране было применено впервые.

Руководство и ведущие эксперты Группы разработки СМП (сидят, слева направо: Н. Е. Кухаркин, Р. И. Калинин, А. А. Саркисов, Л. А. Большов, В. А. Шишкин, Джон Вильямс (Xron Associates, Inc.); стоят, слева направо: С. В. Антипов, П. А. Шведов, М. Н. Кобринский, Б. С. Степеннов, В. Г. Маркаров, А. О. Пименов, А. П. Васильев, В. П. Билашенко, В. А. Мазокин, С. И. Коробейников, В. Л. Высоцкий, Т. Приймак (BNG Project Servises), Г. Э. Ильющенко), 2007 г.

Структура и задачи Стратегического Мастер-плана

 

Структуру СМП в общем виде можно представить как совокупность трех элементов: Программы комплексной утилизации (ПКУ), исходных положений и процедур разработки и реализации ПКУ. Центральным, основополагающим элементом СМП является ПКУ, включающая в себя Программу приоритетных проектов (ППП), а исходные положения и процедуры служат внешними элементами обеспечения.

Ожидаемый конечный результат реализации ПКУ, определенный в ходе разработки СМП, состоит в ликвидации радиологических угроз от выведенных из состава ВМФ ядерно и радиационно опасных объектов и объектов обеспечивающей береговой инфраструктуры на Северо-Западе России. В частности, должна быть проведена экологическая реабилитация пунктов временного хранения ОЯТ и РАО до уровня, не приносящего вреда здоровью человека и окружающей среде при будущем землепользовании (т. е. до уровня «коричневой лужайки»).

Техническое задание на разработку первого этапа Стратегического Мастер-плана было оформлено 26 января 2004 г. (NDEP:NW-03/05). Было решено, что СМП будет разрабатываться в два этапа, причем первый этап являлся не только подготовительным для второго, но и должен был стать основой принятия Россией стратегических решений в области обращения с ОЯТ и РАО, образующихся при выполнении соответствующих проектов. Общая стоимость программы за период с 2007 по 2025 г. составит около 2 млрд евро.

Взаимосвязь задач при разработке 1-го и 2-го этапов СМП.

Ключевые особенности СМП

Уникальность Стратегического Мастер-плана по отношению к другим стратегиям утилизации объектов ядерного наследия обусловлена следующими особенностями СМП:

  • Многоплановость — СМП интегрирует в себе более 230 проектов, реализация которых предусматривает как проведение мероприятий в соответствии с планами и программами Росатома и других ведомств, вовлеченных в работы по утилизации объектов атомного флота в рамках двусторонних и многосторонних международных соглашений, так и проведение ряда эксклюзивных мероприятий, разрабатываемых исключительно в рамках СМП.
  • Долгосрочное планирование — временной интервал планирования в СМП не ограничивается краткосрочными рамками (3—5 лет), а определяется периодом, необходимым для достижения конечных стратегических целей утилизации и реабилитации всех объектов (до 2025 г. и далее).
  • Масштабность — СМП охватывает практически все выведенные из эксплуатации на Северо-Западе России объекты атомного флота, как военного, так и гражданского, а также объекты береговой инфраструктуры.
    Системный подход — примененный в ходе разработки СМП системный подход учитывает все многообразие и сложные взаимосвязи факторов и обстоятельств, что позволяет объективно выявить приоритетные направления и задачи, оптимизировать планирование всех работ по утилизации вплоть до достижения стратегических целей.
  • Широкая научная база — разработка СМП наряду с анализом, обобщением и использованием результатов выполненных ранее исследований опиралась на комплекс стратегических научных исследований, проведенных целевым образом в рамках подготовки СМП;
  • Современная концепция управления ресурсами — реализация СМП осуществляется на основе проектно-ориентированного подхода к управлению с применением специально разработанной Информационной системы управления программами (ИСУП).
  • Международный статус — СМП разработан прежде всего с целью реализации задач, входящих в компетенцию Госкорпорации «Росатом», но одновременно имеет международный статус, поддержан Ядерным исполнительным комитетом NDEP и одобрен Ассамблеей стран-доноров; впервые к разработке крупной комплексной программы национального масштаба был привлечен «Международный консультант».
  • Адаптируемость — Программа комплексной утилизации, лежащая в основе СМП, представляет собой план базовой линии для достижения его конечных целей. По мере продвижения по этому пути ПКУ будет служить ориентиром для текущего операционного планирования и принятия новых принципиальных решений с учетом новой технической информации, изменений в нормативной правовой базе и доступных финансовых ресурсов.
    Концепция «дорожной карты» — разработка СМП имеет большое значение с точки зрения систематизации задач и определения стратегических путей достижения конечных целей. Его структура обеспечивает разумную организацию и планирование работ, синхронизацию усилий многочисленных партнеров. В то же время СМП — это не операционная программа, а концептуальная «дорожная карта» маршрута движения к стратегической цели и основа для детальной разработки конкретных проектов в рамках ПКУ по мере определения финансирования.

Комплексная «дорожная карта» обращения с объектами ПКУ.

Результаты, достигнутые в ходе разработки СМП

  • систематизированы исходные данные по более чем 150 радиационно опасным объектам атомного флота и обеспечивающей береговой инфраструктуры на территории Северо-Западного региона РФ;
  • обоснованы стратегические конечные цели обращения с объектами рассмотрения ПКУ;
  • разработаны «дорожные карты» для достижения этих целей, в частности, были учтены результаты стратегических исследований по определению критериев экологической реабилитации пунктов временного хранения ОЯТ и РАО, по введению новой категории для ТРО «очень низкоактивные отходы», по обращению с дефектным и неперерабатываемым ОЯТ;
  • при формировании базовой линии ПКУ использован и адаптирован к условиям России опыт разработки стратегических программ вывода из эксплуатации ЯРОО Великобритании, в частности, методология оценки и снижения рисков при реализации ПКУ и процедура приоритезации проектов; 
  • с участием «Международного консультанта» и с учетом международного и российского опыта проведения аналогичных работ разработана и адаптирована методология оценки и снижения рисков при реализации ПКУ и внедрены процедуры обеспечения качества на основе положений стандарта ISO 9001.2000;
  • при формировании базовой линии ПКУ учтены основные производственно-технологические и организационные связи объектов утилизации и ресурсные возможности инфраструктуры, что позволило создать интегрированный план действий на длительный период.

Обобщенные результаты разработки ПКУ.

Стратегические исследования в рамках СМП

С целью осуществления научной поддержки СМП в ходе его разработки были проведены 8 стратегических исследований, направленных на решение следующих задач:

  • разработки и обоснования критериев экологической реабилитации пунктов временного хранения (ПВХ) ОЯТ и РАО на Северо-Западе России;
  • разработки концепции, определяющей основные функциональные требования к выбору места расположения региональных объектов обращения, временного хранения и окончательного захоронения РАО в Северо-Западном регионе России;
  • рассмотрения и выбора оптимальных технологий обращения с ОЯТ, в том числе с дефектным ОЯТ, 
  • неперерабатываемым ОЯТ и ОЯТ реакторов с ЖМТ;
  • разработки концепции по обращению, уничтожению и окончательному захоронению токсичных отходов, образующихся при утилизации АПЛ и экологической реабилитации ПВХ ОЯТ и РАО;
  • разработки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере комплексной утилизации АПЛ и экологической реабилитации ПВХ ОЯТ и РАО.

Информационная структура СМП.

Разработка информационной системы управления программой

Программа комплексной утилизации (ПКУ), лежащая в основе СМП, рассчитана на длительный срок реализации. 
В течение этого срока возможны существенные изменения условий финансирования тех или иных проектов ПКУ, используемых технологий, радиоэкологической и социально-экономической обстановки в регионе и т. д. Учет этих изменений требует периодической корректировки программы и принятия оптимальных управленческих решений.

Разработанная в ИБРАЭ РАН информационная система управления программой (ИСУП) предназначена для планирования, мониторинга и поддержки формирования управленческих решений, относящихся к СМП, и представляет собой интегральный программно-аппаратный комплекс с модульной структурой, что позволяет добавлять и заменять инструменты управления программой в соответствии с изменяющимися по ходу выполнения ПКУ требованиями.

Основной функцией ИСУП СМП является координация всех проводимых работ по проектам; предоставление менеджерам проектов подробной и обобщенной информации о ходе их выполнения; помощь Госкорпорации «Росатом» и странам-донорам в подготовке программы мероприятий на ближайшие 2—4 года с учетом финансирования, выделенного из всех источников, внедрение разработанных Междуна­родным некоммерческим институтом управления проектами (PMI) мировых стандартов управления, адаптированных с учетом норм и правовой базы реализации проектов в России.

Структура модулей ИСУП и схема обмена информацией.

Информационная система управления программой успешно прошла экспертизу в Росатоме и 26 января 2010 г. введена в промышленную эксплуатацию соответствующим приказом генерального директора Госкорпорации С. В. Кириенко. Ввод ИСУП в эксплуатацию позволил в значительной степени оптимизировать работы, выполняемые в рамках дальнейшей реализации СМП, по срокам и финансированию.
В ноябре 2007 года СМП был утвержден Целевым комитетом по ядерным проектам Экологического партнерства «Северное измерение» (ЭПСИ), одобрен Ассамблеей доноров ЭПСИ, а в декабре приказом руководителя Федерального агентства по атомной энергии РФ был введен в действие в качестве руководящего документа при формировании федеральных целевых программ комплексной утилизации.

Итоги реализации СМП

Основные итоги первых пяти лет реализации ПКУ состоят в следующем:

  • утилизировано 114 АПЛ;
  • в рамках Глобального партнерства при финансовой поддержке Германии в Мурманской области (бухта Сайда-губа) построен и введен в эксплуатацию пункт длительного хранения реакторных отсеков АПЛ. Он может принять 120 реакторных блоков АПЛ и блоков 55 судов АТО, включая ледоколы Росатомфлота. К началу 2014 г. на безопасное долговременное хранение в ПДХ Сайда-губа уже установлен 61 сформированный реакторный отсек;
  • продолжается строительство Регионального центра кондиционирования и хранения ТРО в Сайда-губе. Пуск комплекса в эксплуатацию намечен на конец 2014 г.;
  • реализован концептуальный проект по обращению с ОЯТ в поселке Гремиха. Вывезено и отправлено на ПО «Маяк» все ОЯТ (в том числе некондиционное) водо-водяных ЯЭУ;
  • при поддержке фонда ЭПСИ в бухте Губа Андреева строится комплекс по обращению с ОЯТ;
  • введена в эксплуатацию система физической защиты ядерных материалов в поселке Гремиха и бухте Губа Андреева;
  • построен в Италии и передан России контейнеровоз «Россита» для транспортировки ОЯТ и РАО;
  • при поддержке фонда ЭПСИ начата практическая работа по подготовке к утилизации ПТБ «Лепсе»;
  • проведены подготовительные мероприятия и начаты практические работы по утилизации активных зон выведенных из эксплуатации реакторов с жидкометаллическим теплоносителем. Извлечено и направлено на переработку в ПО «Маяк» ОЯТ из активной зоны первого из девяти этих реакторов. 
     
     

Перспективы развития

Промежуточные итоги реализации СМП и программы комплексной утилизации позволяют с оптимизмом оценивать перспективы международного сотрудничества в сфере радиоэкологии на период после 2012 г., срока провозглашенного Глобального партнерства стран «большой восьмерки». В ходе выполнения большого количества проектов, относящихся непосредственно к реализации СМП, были наработаны уникальные методики, применение которых при решении других задач глобального масштаба, например, реабилитации Арктического региона, послужит укреплению экологической безопасности мира.

В 2010 г. правительством РФ принята федеральная целевая программа «Промышленная утилизация вооружения и военной техники ядерного комплекса на 2011—2015 годы и на период до 2020 года» с подпрограммой утилизации АПЛ, надводных кораблей с ядерной энергетической установкой, судов атомного технологического обслуживания и реабилитации радиационно опасных объектов. Стратегический Мастер-план служит руководящим документом и «дорожной картой» при разработке и обосновании проектов, реализуемых в рамках данной ФЦП.

 

Скачать pdf-файл буклета

Ускорение снижения угроз на Северо-Западе России

Международный проект по разработке Стратегического Мастер-плана


ИБРАЭ РАН © 2013-2024 Карта сайта | Связаться с нами