| ||||||||
| ||||||||
Проекты » Обеспечение ядерной и радиационной безопасности » Информационное обеспечение программ в сфере ЯРБ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ЯРБ
Актуальность проблемы В силу ряда исторических особенностей в нашей стране вплоть до середины 2000-х годов практически отсутствовал системный подход к заключительным стадиям ядерных технологий. Результатом этого стало накопление радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива и остановленных объектов использования атомной энергии, не имевших ясных перспектив своей эволюции. Ситуация стала принципиально меняться после старта Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ-1). В результате ее реализации были решены наиболее критические проблемы, получен уникальный опыт осуществления ранее не проводившихся работ и созданы предпосылки для стратегического планирования завершения работ по ядерному наследию. Прогнозы развития ситуации в сфере безопасности обращения с РАО в случае активного вмешательства государства в решение накопившихся проблем (ФЦП)
Институт активно способствовал этим кардинальным сдвигам. В начале 2000-х годов ИБРАЭ РАН готовил научное обоснование необходимости перехода к системному решению накопленных проблем и созданию организационно-экономических условий для предотвращения накопления проблем в будущем. В середине 2000-х годов ИБРАЭ РАН включился в разработку долгосрочных федеральных программ по ядерной и радиационной безопасности. С 2008 года и по настоящее время Институт является головной организацией по мониторингу реализации мероприятий и формированию государственной отчетности по федеральным целевым программам по ядерной и радиационной опасности (ФЦП ЯРБ-1 (2008—2015 гг.) и ФЦП ЯРБ-2 (2016—2030 гг.). Содержание работ и их основные результаты Разработка федеральных программ является сложным и многоэтапным процессом, в который вовлечены Госкорпорация «Росатом», государственные заказчики программ, ИБРАЭ РАН, предприятия и организации отрасли, ведомства — кураторы Программы (Минэкономразвития России, Минфин России, организации ВПК). Основные проблемы управления программой связаны с необходимостью подготовки решений в условиях значительной неопределенности ожидаемых результатов по мероприятиям и требованием точного распределения финансовых ресурсов на последующие периоды реализации. Это обуславливает постоянные корректировки программы и существенно увеличивает затраты на управление в связи с необходимостью пересмотра большого количества проектных решений. Например, за 8 лет реализации ФЦП ЯРБ-1 специалисты Института подготовили 10 корректировок Программы, без которых обеспечить достижение основной цели было бы невозможно. В рамках осуществления этих задач в Отделении разработан широкий класс моделей реализации мероприятий программ, их аттестации и верификации с целью последующего применения для оперативной и обоснованной оценки последствий принимаемых управленческих решений. В ходе выполнения ФЦП ЯРБ-1 и реализации действующей ФЦП ЯРБ-2 специалисты отделения разработали систему мониторинга, в которой постоянно отслеживаются показатели исполнения государственных контрактов и договоров, параметры организационно-финансового плана, определяются целевые индикаторы и показатели программы в целом, а также текущие оценки результативности и эффективности. По результатам мониторинга система управления программой может оперативно реагировать на любые значимые факторы, выявлять и предлагать к распространению лучшие практики ведения работ, а также избегать «избыточных» и неэффективных мер. Еще одним важным направлением деятельности отделения является внедрение системы обеспечения качества для всех выполненных работ. В современных тенденциях развития и непрерывного внедрения инноваций одним из ключевых показателей эффективности организации, во многом определяющим ее статус, является конкурентоспособность, которая напрямую обусловлена качеством и востребованностью выполняемых работ. Поэтому процесс по внедрению системы обеспечения качества в отделениях и в ИБРАЭ РАН в целом находится под особым контролем у руководства Института, встречая должное понимание и заинтересованность сотрудников на всех уровнях. Основной целью процесса внедрения и реализации системы качества является максимально возможное удовлетворение требований заказчика. Для достижения заявленной цели запланированы и регулярно осуществляются следующие меры по управлению качеством:
Решение проблем, связанных с выводом из эксплуатации объектов использования атомной энергии и обращением с федеральными РАО и ОЯТ, в последние годы является одним из приоритетных направлений развития атомной отрасли. К числу основных вопросов, требующих детальной проработки, относятся совершенствование технологических аспектов и планирование финансовых и экономических ресурсов, необходимых для эффективного решения задач обеспечения безопасности и вывода из эксплуатации. Результатом такого подхода в сфере применения новых практик является чрезвычайная востребованность специалистов, обладающих четким предметным пониманием особенностей различных ядерных установок и радиационных источников и навыками экономического анализа в условиях высокой степени неопределенности исходных данных. В связи с этим, в 2017 году в ИБРАЭ РАН был создан коллектив, объединяющий в себе энергичность молодых и перспективных специалистов и опыт профессионалов с многолетним стажем работы в области экономики. Их работа направлена на решение следующих чрезвычайно актуальных для атомной отрасли задач, связанных с проблемами ядерного наследия:
Работы по информационно-аналитическому сопровождению ФЦП ЯРБ включают также обеспечение публичности (открытости) информации о целевых индикаторах и показателях, о результатах мониторинга реализации мероприятий Программы. Для информирования заинтересованных лиц о ходе реализации ФЦП ЯРБ-1 в 2008 году специалистами ИБРАЭ РАН создан официальный сайт программы (http://fcp-radbez.ru), а в 2016 году после запуска ФЦП ЯРБ-2 разработан новый информационный интернет-портал (www.фцп-ярб2030.рф).
Весомым вкладом ИБРАЭ РАН в развитие методологии и научно-информационной базы обеспечения ядерной и радиационной безопасности стала подготовка трехтомной монографии «Проблемы ядерного наследия и пути их решения». В монографии рассмотрены как общие вопросы формирования проблем ядерного наследия, так и актуальные задачи и концепции обращения с радиоактивными отходами.
| ||||||||
|