Русский / English 
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТИССЛЕДОВАНИЯПРОЕКТЫНАУКА И ОБРАЗОВАНИЕНОВОСТИКОНТАКТЫ
 
Новости » Публикации в СМИ

ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

06.12.2016

Михаил Кобринский, ИБРАЭ РАН: «Наша информационная система позволяет моделировать ситуацию и более эффективно планировать расходы»

Михаил Кобринский

ИНТЕРВЬЮ 05.12.2016 13:55

В рамках программы «Глобального партнерства» ИБРАЭ РАН разработал Стратегический мастер-план (СМП) по решению проблем «ядерного наследия» Северо-Запада России, благодаря которому были определены главные задачи и приоритетные направления. Самыми сложными объектами были признаны губа Андреева, ПТБ «Лепсе», АПЛ класса «Альфа» и «Папа». Некоторые из поставленных задач успешно решены, так, большая часть выведенных из состава ВМФ подводных лодок уже утилизированы. Заместитель заведующего отделом ИБРАЭ РАН Михаил Кобринский рассказывает о пути СМП и его составной части - информационной системе управления программой.

- В чём необходимость создания Стратегического мастер-плана (СМП) и какова роль ИБРАЭ РАН в его разработке?

- Наш вклад в проблему Северо-Западного региона заключается в том, что впервые в российской практике была предпринята попытка решить проблему «ядерного наследия» не только государственного, но и международного масштаба, и эта попытка оказалась достаточно успешной. Мы подошли к ней с современной методологией программно-проектного управления, когда во главу угла ставится не просто достижение конечной цели, а сначала обоснование этой конечной цели, что мы и предприняли.

Такая методология разработки часто графически изображается в виде пирамиды, где на вершине находится конечная цель (в английской терминологии – видение). Эта цель сводится к тому, что все угрозы, исходящие от «наследия» военного и гражданского атомного флота на Северо-Западе РФ, должны быть ликвидированы, чтобы ни население, ни окружающая среда не испытывали бы таких угроз. Для части объектов в качестве цели было сформировано «отложенное решение» (цель формулировалась отдельно для каждого объекта). Речь идёт о реакторных отсеках и блок-упаковках, полученных в результате утилизации подводных и надводных кораблей с ЯЭУ, а также судов обслуживания, где нет реакторов, но имеются особо радиоактивные части. Эти объекты будут храниться в течение достаточно длительного времени, до тех пор, когда можно будет готовить их к окончательному захоронению. За это время будут и определены места захоронения, и разработаны необходимые технологии, более безопасные способы обращения.

Стратегический мастер-план для наиболее близких по времени работ был расписан в высокой степени детализации; для более отдалённых по времени работ, когда не совсем было ещё ясно, как их выполнять, были лишь намечены необходимые мероприятия, чтобы в дальнейшем их уточнять и детализировать. Но даже при этих условиях первым эффектом, который был получен от такой доработки, было то, что была переоценена общая стоимость предстоящих работ, и она оказалась примерно в 2 раза ниже, чем по предварительным прогнозам.

- Когда был разработан Стратегический мастер-план и как он повлиял на ход работ по реабилитации территорий и утилизацию АПЛ?

- Разработка СМП была начата в 2003 году, а закончена в 2007 году. Уже первые результаты, которые были получены в 2003-2004 годах, когда с ними стали знакомить доноров (в первую очередь Фонд ЭПСИ и администратора средств этого фонда - ЕБРР), то буквально за год инвестиции в работы по реабилитации Северо-Запада возросли в несколько раз: с 20-30 млн долларов в год до 150 млн в отдельные годы. Это произошло потому, что инвесторам стало понятно, во что они вкладывают деньги и какое место выбранные для финансирования работы занимают в общей картине.

Финальный отчет по СМП - бумажный документ - был актуален по состоянию на 2007 год, с тех пор работа продвигается, жизнь меняется, меняются подходы, некоторые из решений, положенных в основу СМП, оказались недостаточно эффективными, были обнаружены более эффективные и дешёвые методы, некоторые, наоборот, трудно реализуемы. Чтобы СМП продолжал выполнять свою роль стратегической программы, необходимо было постоянно поддерживать его в актуальном состоянии. Для этого была разработана информационная система управления программой (ИСУП).

- Что система ИСУП собой представляет?

- Это программно-аппаратный комплекс, который позволяет постоянно иметь общую картину хода работ со всеми опережениями и отставаниями, взаимными логическими и технологическими связями между разными частями, финансируемыми независимо из разных источников – средств международной технической помощи и из российского бюджета. Такой подход позволяет избегать дублирования работ, своевременно планировать финансирования наиболее «критических» мероприятий и наоборот, избегать преждевременных затрат.

С помощью нашей информационной системы, которая является составной частью СМП, мы постоянно анализируем и выдаём свои заключения и рекомендации соответствующему проектному офису Росатома и иногда предлагаем решения. У нас с 2010 г. ежегодный контракт с Росатомом на эксплуатацию этой системы.

- Пожалуйста, приведите примеры использования этой системы.

- Первый пример, когда анализ оказался эффективен – это нормализация радиационной обстановки на ёмкости 3А. Её проводил Курчатовский институт, был составлен календарный план, и по этому календарному плану был контрактный срок (апрель 2011 г.), когда они должны были завершить работу. Мы проанализировали этот план, используя в качестве эксперта незаинтересованное лицо. Выявился довольно большой упущенный объём работ. Когда он был вставлен в календарный план в форме диаграммы Ганта, принятой в проектном управлении, прогнозируемый срок выполнения работы сдвинулся на полгода вперёд – на октябрь 2011 г. В дальнейшем реальный срок завершения работ оказался еще позже – в марте 2012 г. Эта работа финансировалась Великобританией. На одном из совещаний с донором мы доложили результаты своего анализа, и группа управления проектом взяла за основу наш план. Это был первый случай, когда были продемонстрированы возможности нашей информационной системы.

Второй случай, гораздо более серьёзный – это обращение с высокообогащённым уран-бериллиевым топливом АПЛ класса «Альфа». Часть его хранится в Гремихе, и речь шла о том, что в отличие от водо-водяных реакторов (где сборки можно вынимать по отдельности) здесь технология и конструкция активной зоны была такова, что из реактора выгружалась вся активная зона, точнее отработавшая выемная часть (ОВЧ). И эти ОВЧ, уже извлечённые из АПЛ, хранились в Гремихе в специальных баках хранения. Хранить их в бассейнах выдержки ОЯТ было нельзя, т.к. контакт с водой сразу же привёл бы к цепной реакции. В баках хранения ОВЧ был металлический теплоноситель на основе сплава свинец-висмут, который был «заморожен». Проблема была в том, что не существовало технологии разборки ОВЧ на отдельные топливные элементы, которые можно было бы перерабатывать, не было и технологии переработки такого топлива. Было принято решение построить специальную инфраструктуру для разборки и последующей переработки в НИИАР в Димитровграде.

Фонд ЭПСИ и ЕБРР выразили готовность профинансировать первый этап работ – модернизацию железнодорожного пути для перевозки этих очень тяжелых предметов (масса вместе с контейнером – до 100 тонн) и создания накопительной площадки временного хранения ОВЧ в рамках грантового соглашения ИСГ-009. Кроме того, для перевозки и хранения ОВЧ в Италии изготавливались специальные контейнеры ТУК-143. Когда по заданию Росатома в 2012 г. мы вместе со специалистами из НИКИЭТ и НИИАР проанализировали весь объём работ вплоть до переработки топлива, оценили длительность и стоимость работ, выяснилось, что срок начала разборки ОВЧ наступал бы около 2020-2021 гг. и стоимость превышала бы 5 млрд рублей (не считая уже выделенных средств международной помощи), что было неприемлемо для Росатома ни по срокам, ни по стоимости. Здесь уместно процитировать фрагмент отчета ИБРАЭ по ИСУП Росатому, посвященного этому анализу (июль 2012 г.):

Анализ длительности и взаимосвязей в графике выполнения работ в НИИАР показывает, что работы по разборке ОВЧ и переработке топлива не могут быть начаты ранее 2021 г. Для обеспечения начала операций в эти сроки необходимо предусмотреть финансирование НИОКР по разработке технологий и созданию необходимого оборудования начиная с 2013 г. В рамках существующих программ ГК «Росатом» такие средства не предусмотрены. Перенос указанных работ на более поздний период может привести к возникновению проблем обеспечения безопасности длительного хранения топлива в контейнерах ТУК-143 на накопительной площадке НИИАР. Кроме того, при задержке в создании технологий и оборудования для переработки топлива (включая обращение с вторичными РАО), возникнет проблема с временным хранением ОТВС из разобранных ОВЧ. Размеры предполагаемой площадки в НИИАР не позволят организовать дополнительное пространство для размещение большого количества контейнеров ТУК-108 с загруженными ОТВС (5 контейнеров на каждую ОВЧ), и в результате придется остановить и работы по разборке ОВЧ. Таким образом, целесообразно проанализировать иные варианты проведения работ по вывозу и обращению с ОВЧ реакторов АПЛ «Альфа».

По результатам этого анализа ГК «Росатмом» организовал рабочее совещание специалистов ПО «Маяк», НИКИЭТ, ФЭИ, ВНИИНМ, ОКБМ и ИБРАЭ по обсуждению программы обеспечения переработки уран-бериллиевого ОЯТ на ПО «Маяк». Была разработана «дорожная карта» создания и модернизации необходимой инфраструктуры и прохождения всех необходимых процедур согласования с надзорными органами. Этот объем работ был успешно реализован в 2014 г.

В это же время в Гремихе проводились работы по подготовке разборки ОВЧ, извлеченной из аварийной АПЛ «Альфа» №900. Была разработана технология разборки, которую можно было распространить и на остальные ОВЧ. Работы были успешно завершены в начале 2013 г.

Таким образом, открывалась возможность создания комплексной инфраструктуры для разборки и последующей переработки уран-бериллиевого топлива. Сейчас в штатном режиме уже 3 ОВЧ разобраны, ОЯТ вывезено на «Маяк» и переработано.

- Какую роль сыграла Ваша информационная система при планировании работ в губе Андреева?

- Директивный документ, который был утвержден Росатомом в апреле 2009 г. на основании докладов отдельных исполнителей, при слишком оптимистическом подходе устанавливал, что следует в 2014 году начать вывоз ОЯТ из блоков сухого хранения губы Андреева. В 2011 г. я показывал, что ни в 2014, ни даже скорее всего в 2015 году это будет нереально. Здесь снова уместно процитировать фрагмент отчета ИСУП (сентябрь 2011 г.) по созданию комплекса ОЯТ в губе Андреева:

«Предварительные и достаточно оптимистические оценки длительности выполнения отдельных этапов этих работ показывают, что поставка полного комплекта перегрузочного оборудования на площадку ПВХА, его монтаж и пусконаладка могут быть завершены не ранее 1 квартала 2015 г. Интегрированная пусконаладка всего комплекса обращения с ОЯТ и его пуск в эксплуатацию займет не менее двух месяцев. Таким образом, полноценный вывоз ОЯТ из ПВХА может быть начат не ранее середины 2015 г. Между тем, проект ФЦП «Утилизация вооружений и военной техники» предусматривает выделение средств в 2014 г. на вывоз и переработку ОЯТ».

Тем не менее на 2014 год были выделены определенные бюджетные средства на вывоз ОЯТ. Как мы видим сейчас, реальный ход работ показал нашу правоту, а запланированные средства пришлось перенаправлять на другие работы. Т.е. ранний анализ текущей ситуации и прогноз на основании этого анализа позволяет более эффективно планировать расходы будущих периодов. В разработанной нами ИСУП можно «прокручивать» все возможные последствия предлагаемых решений и смотреть, что будет, если всё сделать так, как запланировано.

Кроме Северо-Западного региона России, мы применили ИСУП и к Дальневосточному региону. В принципе, её можно использовать и для других работ.

- Каковы дальнейшие перспективы использования ИСУП?

- Наша система была разработана в первую очередь под тот стиль управления проектами, который применяется в международной практике: инвестор выделил средства на решение поставленной задачи, а исполнитель обладает значительной свободой в распределении этих средств по отдельным этапам работ. Однако сейчас международная помощь подходит к концу, пока продолжают участвовать только Италия, Норвегия и Фонд ЭПСИ. Для российских контрактов наша система пока применяется с трудом, т.к. существующая система управления бюджетом построена на совершенно других принципах.

Также возможно использовать эти методы и для управления выводом из эксплуатации других ядерно и радиационно опасных объектов. Так, подход СМП был применен для составления Стратегического плана нормализации радиационной обстановки на предприятиях РАН. Этот план в настоящее время реализуется при участии ИБРАЭ в качестве координатора работ.

Беседу вела Алёна Яковлева

Источник: nuclear-submarine-decommissioning.ru

 


ИБРАЭ РАН © 2013-2024 Карта сайта | Связаться с нами