Русский / English 
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТИССЛЕДОВАНИЯПРОЕКТЫНАУКА И ОБРАЗОВАНИЕНОВОСТИКОНТАКТЫ
 
Новости » Публикации в СМИ

ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

31.05.2017

Интернет-конференция на портале ФЦП ЯРБ

Какова стратегия органов государственной власти Российской Федерации и, в частности, Госкорпорации "Росатом" в части предоставления доступа к информации о радиационных авариях и инцидентах широким слоям общественности?

Информирование населения по вопросам безопасности, в том числе при радиационных авариях — это обязанность, предусмотренная законодательством Российской Федерации, а за сокрытие соответствующей информации определена ответственность. 

По закону при радиационной аварии информацию общественности обязаны предоставлять соответствующие органы исполнительной власти и организации в пределах их компетенции, а именно: 

  • ♦ службы системы государственного контроля за радиационной обстановкой и санитарно-эпидемиологическим благополучием (Росгидромет и Роспотребнадзор);
    • ♦ службы Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС);
      ♦ органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
      ♦ органы местного самоуправления;
      ♦ администрация эксплуатирующей организации;
      ♦ органы управления использованием атомной энергии (сюда входит и Госкорпорация «Росатом»);
      ♦ органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

За МЧС России закреплена руководящая роль в исполнении государственной функции по оповещению/информированию населения при ЧС природного и техногенного характера?

Параметры радиационной обстановки контролируются организациями разной ведомственной принадлежности. Это дает гарантию, что ухудшение радиационной ситуации будет так или иначе обнаружено и об этом станет известно общественности. Скажем, содержание радиоактивных веществ в атмосферном воздухе контролируют службы Росгидромета.

Если произойдет что-то серьезное, изменение радиационной обстановки будет обнаружено, помимо подразделений Росгидромета, санитарно-эпидемиологическими службами Роспотребнадзора, ведомствами с собственными службами радиационного контроля. Важным достижением в этом плане является создание в субъектах Российской Федерации 29 территориальных систем радиационного мониторинга и аварийного реагирования, ключевым элементом которых являются территориальные автоматизированные системы контроля радиационной обстановки АСКРО. При наличии в регионе АСКРО, повышение радиационного фона будет обнаружено гораздо быстрее.

Госкорпорация «Росатом» обеспечивает радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения своих объектов и информирование населения о радиационной обстановке в окрестностях предприятий и организаций Госкорпорации «Росатом» при нормальных условиях эксплуатации. Эту информацию каждый желающий может увидеть на сайте www.russianatom.ru.

При возникновении аварии на объекте, в котором используются ядерные или радиоактивные вещества и материалы, приведшей к выбросу радиоактивных веществ сверх установленных пределов в окружающую среду, Госкорпорация «Росатом» обязана обеспечивать оперативной информацией о радиационной обстановке соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, службы РСЧС.

Полная открытость, интерактивное взаимодействие, или краткое сухое информирование пост-фактум со значительной задержкой с целью "успокоить общественность"?

Анализ разного рода чрезвычайных ситуаций показывает, что паника многократно усугубляет масштабы и тяжесть их последствий. Причиной паники обычно становится непоследовательная, противоречивая, сбивающая с толку информация или ее отсутствие в нужный момент. Когда представители органов власти и должностные лица выступают с несогласованными или противоречивыми заявлениями через СМИ, население с недоверием реагирует на официальные рекомендации, и поступает по своему усмотрению, пытаясь защитить себя, своих близких и свои интересы.

Кроме того, запоздалый, неинформативный и некоординированный ответ официальных кругов и должностных лиц на повышенное внимание к радиационной аварии со стороны СМИ и общественности наносит психологический, экономический и политический ущерб обществу в целом.

Эффективное информирование общественности позволяет удержать контроль над ситуацией и снизить масштаб радиологических и, особенно, нерадиологических последствий аварии.

Аварийное информирование при радиационной аварии подразумевает:

  • своевременное предоставление общественности, включая СМИ и жителей аварийной зоны, последовательной, непротиворечивой, достоверной и изложенной понятным обычным людям (неспециалистам в области использования ядерных технологий) языком информации, — до, во время и после аварии;
  • реагирование на общественную обеспокоенность, включая обоснование необходимости и достаточности защитных мер для общественности.

Под своевременным предоставлением надлежащей информации общественности понимается:

  • подготовка и распространение по различным информационным каналам сообщений для местного населения и широкой общественности на протяжении всего периода аварии;
  • оперативное реагирование на некорректную информацию и слухи;
  • ответы на информационные запросы со стороны СМИ.

С вашей точки зрения что хуже - открыто говорить о возникающих нештатных ситуациях и мерах по их ликвидации или же утаивать информацию, если с точки зрения экспертов обнародование информации можешь принести больше вреда, чем пользы?

Все зависит от масштаба ситуации. Если речь идет о технологических нарушениях на объектах использования атомной энергии, которые никоим образом не влияют на безопасность населения и территорий, то в этом случае необходимо оповещение только по линии ведомства или органа власти, курирующего данный объект.

В случае возникновения серьезной нештатной ситуации, при которой возможен значимый аварийный выброс (сброс) радиоактивных веществ в атмосферу, обнародование информации для населения необходимо осуществить как можно скорее.

Таким образом, оповещать население необходимо в тех случаях, когда есть реальная угроза здоровью и благополучию населения. 

Где можно найти актуальную карту радиационного загрязнения Москвы и Московской области?

Карты радиационной обстановки в Москве и Московской области доступны в режиме реального времени на сайтах:

Эти данные показывают, что радиоактивного загрязнения в Москве и Московской области нет. Справка: Согласно действующим нормам радиационной безопасности НРБ-99/2009 под радиоактивным загрязнением понимается «присутствие радиоактивных веществ на поверхности, внутри материала, в воздухе, в теле человека или в другом месте, в количестве, превышающем уровни, установленные настоящими санитарными правилами».

Для населения допустимый уровень облучения (основной предел дозы) составляет 1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год. На территориях, где годовая эффективная доза не превышает 1 мЗв, производится обычный контроль радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и сельскохозяйственной продукции. Проживание и хозяйственная деятельность населения на этой территории по радиационному фактору не ограничивается. При величине годовой дозы более 1 мЗв на загрязненных территориях проводится зонирование.

По данным Центрального УГМС в январе-апреле 2017 г., как и в предшествующий период, радиационная обстановка в Москве и Московской области была стабильной. За пределами административных границ предприятий и организаций, относящихся к объектам использования атомной энергии, превышения нормативных уровней для населения не было выявлено, соответственно зонирование радиационно-загрязненных территорий в последние годы не проводилось. 

Через несколько десятков лет запасы урана могут уже закончиться. На чем, в этом случае, будет работать атомная энергетика, на которую сегодня Россия делает высокую ставку?

Хотелось бы отметить, что тема проводимой интернет-конференции «Информационная открытость федеральной целевой программы и принципы работы с населением и общественностью», поэтому мы ограничимся коротким ответом.

Атомная энергетика развивается не только в России, а во многих ведущих экономически развитых странах. Более 80% производимой на АЭС электроэнергии производится в десятке ведущих стран мира. В последние десятилетия атомная энергетика получила распространение и в развивающихся странах. Развитие атомной энергетики обусловлено прежде всего стратегическим пониманием решения необходимости производства электрической энергии без ущерба для экологии. Основой этого является переход к технологии реакторных установок на быстрых нейтронах и замкнутого ядерного топливного цикла.

При переходе на эту технологию имеющейся топливной базы для атомной энергетики хватит на тысячелетие и даже больше.

В 2010 г. «Росатом» инициировал работы по созданию новой технологической платформы атомной отрасли на основе быстрых реакторов и замкнутого ядерного топливного цикла. Идею поддержало правительство, была принята Федеральная целевая программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года». Подробнее...

Чем объясняется продление эксплуатации реакторов атомных станций, когда сроки вывода реактора переносятся на несколько лет?

Продление сроков эксплуатации энергоблоков действующих АЭС после исчерпания назначенного срока службы является общемировой практикой (например, в США лицензируется продление сроков эксплуатации до 60 лет) и является эффективным направлением вложения финансовых средств на сохранение генерирующих мощностей и повышением безопасности АЭС. При продлении сроков эксплуатации энергоблоков АЭС обязательным условием является повышение уровня безопасности.

В каждом конкретном случае решение о продлении срока и определение продолжительности

дополнительного срока принимается с учетом технических и экономических факторов:

  • возможность безусловного обеспечения и поддержания безопасности при дальнейшей эксплуатации;
  • наличие необходимого остаточного ресурса у невосстанавливаемых элементов энергоблока;
  • возможность временного хранения дополнительного количества ОЯТ или его вывоза с площадки;
  • возможность обеспечения безопасности обращения с РАО, образующимися в период дополнительного срока эксплуатации;
  • возможность обеспечения безопасности энергоблока при выводе его из эксплуатации;
  • экономическая эффективность инвестиционного проекта продления срока эксплуатации энергоблока.

 

Более подробная информация об интернет-конференции доступна на  интернет-портале ФЦП ЯРБ-2


ИБРАЭ РАН © 2013-2024 Карта сайта | Связаться с нами