Авария, происшедшая на Чернобыльской атомной станции в апреле 1986 года, остается наиболее драматичной и тяжелой по своим последствиям катастрофой современной истории. Ее влияние на жизнь миллионов людей продолжает сказываться сегодня, как и десять лет назад. ЮНЕСКО была одной из первых организаций ООН, откликнувшихся на обращение Республики Беларусь, Украины и бывшего СССР к правительствам всех стран и международным организациям с просьбой об оказании помощи в преодолении последствий аварии. Когда 9 января 1991 года я подписывал Основной договор об учреждении Программы “ЮНЕСКО-Чернобыль”, ЮНЕСКО считала, что помимо трагических последствий для здоровья и окружающей среды, Чернобыльская катастрофа сильно отразится на экономическом, психологическом и социальном положении людей, живущих на территории зараженных районов или в непосредственной близости от них. Катастрофа неминуемо должна была вызвать самые серьезные проблемы социального и экономического характера в каждой из пострадавших стран.
Увы, история подтвердила эти предположения. Одним из основных заключений конференции ВОЗ, состоявшейся в ноябре 1995 года при участии ЮНЕСКО и посвященной влиянию Чернобыля на здоровье, было то, что к наиболее серьезным последствиям аварии следовало относить именно последствия социально-психологического характера. Катастрофа самым пагубным образом сказалась на судьбе 600 тысяч так называемых ликвидаторов, которые пытались воспрепятствовать распространению радиации, и сильно повлияла на жизнь девяти миллионов людей, многие из которых, по сей день проживают в зараженных районах.
Многие участники конференции подчеркивали, что, несмотря на то, что после аварии прошло уже десять лет, в человеческом плане катастрофа еще далеко не закончилась, поэтому основные чернобыльские программы ООН должны быть продолжены. Из тридцати проектов, разработанных ЮНЕСКО для Чернобыля, программа создания и развития центров социально-психологической реабилитации превзошла по своим масштабам и результатам все ожидания. Ей должно быть по заслугам отведено соответствующее место в рамках международного сотрудничества.
В этой брошюре мы пытались показать, что в этих странах идея районных центров как мест, где пострадавшие в результате катастрофы люди могут найти необходимый уход и лечение, где люди любого возраста могут найти себе применение и активно участвовать в развитии своего района, является абсолютно новой. За истекшие два года центры разработали весьма новаторскую программу действий с учетом специфических потребностей каждой страны. Когда представляется возможность, они налаживают на профессиональной или личной основе контакты с местными школами, больницами и иными национальными или зарубежными учреждениями и частными лицами.
Программа “ЮНЕСКО-Чернобыль” позволила установить настоящие партнерские отношения между западными странами и Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Украиной. Каждая из сторон внесла свой финансовый и интеллектуальный вклад в построение более демократического и процветающего будущего для жертв катастрофы.
В настоящее время национальные власти и ЮНЕСКО планируют включить “ноу хау” и обобщающие опыт материалы в программы высших учебных заведений трех стран. При составлении учебных пособий особое внимание будет уделено изучению конкретных примеров из практики центров ЮНЕСКО.
Другим важным направлением деятельности, разработанным совместно с национальными властями в 1995 году, является широкомасштабный проект по информированию населения трех стран об опасности радиации и о наиболее эффективных способах предотвращения дальнейшего загрязнения. Десять лет спустя после аварии страх и сомнения на этот счет являются главными источниками стресса.
Сегодня, когда первые открывшиеся центры обрели свое лицо и уже полностью выполняют свою основную программу, неправительственные и международные организации могут использовать их как отправные точки для обеспечения социально-экономического развития районов. Это единственный способ подлинного решения социально-психологических проблем, с которыми сталкивается сейчас население.
Следовательно, роль центров ЮНЕСКО как катализаторов социально-экономического развития постоянно возрастает. Но, прежде всего они являются школой инициативы и демократии, развивая на практике подлинно коллективную деятельность. Их цель состоит не в том, чтобы учить социологии или проповедовать права человека, а в том, чтобы дать людям возможность самостоятельно убедиться в том, как эти принципы помогают их индивидуальному и коллективному развитию и гармоничной жизни на работе, в семье и во время отдыха.
В этой брошюре мы стремились также показать общую окружающую обстановку, в которой работают центры, и напомнить читателям, с какой невероятной быстротой развивались в течение последних десяти лет события в бывшем СССР, и во что вылилась Чернобыльская катастрофа. Я надеюсь, что подробная информация о центрах и их деятельности поможет читателям оценить те широкие возможности, которые они открывают для международного сотрудничества.
Я хотел бы пригласить всех партнеров ЮНЕСКО посетить существующие центры и обсудить совместно с национальными властями и ЮНЕСКО возможности участия в этом чрезвычайно важном проекте.
Федерико Майор,
Генеральный директор ЮНЕСКО
Чернобыльская катастрофа произошла на фоне грандиозных политических и экономических перемен в странах, пострадавших от ее последствий. Краткое представление событий последних десяти лет поможет читателям понять подлинные масштабы этой человеческой трагедии и трудности, с которыми сталкиваются все организации, пытающиеся смягчить ее последствия.
Взрыв на Чернобыльской АЭС произошел ровно через тринадцать месяцев после вступления Михаила Горбачева на пост главы государства, когда он пытался возродить советскую систему путем “перестроечных” реформ. По иронии судьбы катастрофа ускорила некоторые перемены.
Авария произошла в период крупных государственных капиталовложений, направленных на повышение эффективности промышленности и сопровождавшихся борьбой с алкоголизмом и спекуляцией на черном рынке и введением гласности (задуманной как конструктивная критика коммунистической системы). Одновременно Горбачев предпринял сокращение военного аппарата, созданного Брежневым, и открыл тем самым путь к окончанию холодной войны.
В момент, когда влиятельные представители интеллигенции призывали покончить с цензурой, Горбачев не мог позволить государству отреагировать на Чернобыльскую аварию так, как оно реагировало в прошлом на другие катастрофы, а именно: молчанием. Через два месяца после аварии он назначил либералов на руководящие должности в печати и в гостелерадио.
В то время как более полумиллиона человек, преимущественно солдат советской армии, убирали радиоактивные отходы, а сотни тысяч эвакуированных остались без крова, Советский Союз постепенно распадался под давлением внутренних и внешних сил.
В 1987 году с легализацией частных предприятий и иностранных инвестиций были сделаны первые шаги к введению рыночной экономики. С появлением частного сектора, начался распад государственной экономики, впервые столкнувшейся с законами мирового рынка.
После волны националистических движений, прокатившейся в 1988 году по всему Советскому Союзу, последующие три года стали свидетелями окончательного развала СССР. В июне 1989 года были проведены первые с 1918 года многопартийные выборы, и за семь месяцев пало шесть режимов восточного блока. Кульминацией событий стало падение берлинской стены в ноябре того же года. Двенадцать месяцев спустя перестройка была похоронена, СССР стоял на пути капитализма. Оказавшись между консерваторами и новыми демократами во главе с Борисом Ельциным, его бывшим либеральным протеже, Горбачев постепенно утрачивал свои позиции.
В январе 1990 года Литва провозглашает свою независимость. В следующем году ее примеру последует целый ряд республик, включая Украину и Беларусь. В мае Ельцин избран Президентом Верховного Совета России (по списку антикоммунистов), тогда как Горбачев остается главой СССР.
В конце 1991 года все кончено. После путча “правых” Горбачев подает в отставку, Ельцин выходит из компартии, в результате свободных выборов он становится Президентом новой Российской Федерации. Все республики бывшего СССР, кроме Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии объединяются в Содружество независимых государств (СНГ).
Переход к рыночной экономике повлек за собой серьезные трудности. К 1990 году экономика полностью разрушена. В производстве начался спад, не имевший себе равных ни в одной из промышленно развитых стран со времен Депрессии.
Галопирующий рост цен в 1992 году приводит к обесцениванию денег. Люди месяцами не получают зарплаты, стремительный рост инфляции делает ее неконтролируемой. Интеллигенция и военные утрачивают свой общественный статус, появляется новая элита, выросшая на деньгах, заработанных на международной торговле (порой криминальным путем). Растет социальное неравенство. Сегодня государство по-прежнему держит под своим контролем систему социального обеспечения и пытается улучшить ее организацию. Однако многие службы, лишенные поддержки промышленных монополий, уже не функционируют. Только еще встающий на ноги частный сектор не в состоянии пока принять эстафету. Поэтому для миллионов людей семья и огород продолжают оставаться последним надежным буфером в тяжелые времена.
1985
Горбачев избран Первым секретарем коммунистической партии
1986
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
Четвертый блок Чернобыльской атомной станции находился в эксплуатации всего три года и был предметом гордости советских властей. 26 апреля 1986 года операторы ночной смены отключили в качестве эксперимента все системы безопасности, кроме одной. Все началось в 1 час 23 минуты: ядерная реакция неожиданно вышла из-под контроля, и началось разрушение топливных стержней. Под растущим давлением пара 2000-тонная крышка сорвалась с корпуса реактора, и произошел выброс в атмосферу токсичных радионуклидов.
Советские власти, возможно, как и другие правительства в то время, не были готовы к такой катастрофе. В срочном порядке были направлены тысячи солдат для оказания помощи местным пожарникам и медперсоналу, в то время как народ оставался в полном неведении (необходимость в информировании народа о происшедшей катастрофе положила конец 70-летней цензуре в СССР и способствовала развитию гласности в области атомной энергетики на Западе).
Рискуя собственной жизнью, ликвидаторы все же смогли потушить огонь и нейтрализовать в рекордное время активную зону реактора. 31 человек из них скончался в считанные дни от ожогов и облучения, 209 человек получили тяжелые лучевые болезни, но все же выжили. Есть основания полагать, что число летальных исходов, прямо или косвенно связанных с аварией, значительно выше.
Через десять дней, которые потребовались на то, чтобы потушить пожар, радиоактивные тучи пронеслись над территориями будущих независимых государств: Украины, Беларуси и Российской Федерации – и достигли Швеции, Греции и Великобритании. Повсюду, где шли дожди, радионуклиды ушли в почву, отравив на десятилетия тысячи квадратных километров земли.
Пока станция горела, 45 тысяч жителей близлежащей Припяти готовились к празднованию Первомая. Дети останавливались на железнодорожном мосту и смотрели на зарево пожара. Неделю спустя власти все еще ничего не сообщали об аварии и не давали никаких инструкций относительно того, как уменьшить воздействие радиации. Позднее будут розданы таблетки, содержащие йод, но слишком поздно, чтобы предотвратить раковые заболевания щитовидной железы, которые отмечаются сегодня.
В течение последующих десяти дней будет произведена эвакуация людей, живущих в 30-километровом радиусе от станции; 135 тысяч мужчин, женщин и детей навсегда покинут свои дома, хозяйства и огороды.
Сначала власти разместили эвакуированных в семьях, проживающих в “чистых” районах, расположенных часто более чем за 100 км от мест, где они привыкли жить. Будучи оторванными от дома, от родных и друзей, люди терялись в догадках о том, что случилось с их бабушками и дедушками, с детьми и с соседями. В некоторых случаях требовалось несколько месяцев на то, чтобы найти друг друга.
Но вот порыв солидарности первых дней после аварии спал, и отношение к эвакуированным изменилось. Местные жители считали их радиоактивными и называли “светлячками”. Положение дел еще более усугубилось из-за того, что переселенцы получили квартиры, которых местные ждали по десять лет.
“Мы доили коров, когда к нам подошли представители администрации и сказали: "Не паникуйте, продолжайте работать". 2 мая люди стали уезжать со своими детьми. Нам сказали привести коров в колхоз. 4 мая в 5 часов утра за нами к дому подъехал грузовик, на следующий день к 12 часам мы приехали в Бородянку. Ехали всю ночь. С собой у нас было сало и яйца на три дня. Приходилось готовить в поле”. Жена колхозника, эвакуированная из Чернобыля в Бородянку, Украина.
“Впервые мы услышали об аварии 27 апреля, в воскресенье, когда в здешнюю больницу привезли пострадавших. Это было похоже на небольшую войну: танки, "скорые", БМП проносились на полном ходу. От фар было так светло, что ночью можно было читать газету”. Врач, Иванков, Украина.
“Мне было страшно. Я видел горящий реактор, но не знал, что это значит. Сначала у нас не было никакой защитной одежды. Но на второй день мы сами сделали маски из того, что было под рукой”. Сергей, ликвидатор, 32 года.
Радиоактивный йод был частью чернобыльского выброса. Нескольких недель, которые прошли до его распада, стало достаточно для того, чтобы посеять зерна рака щитовидной железы, которые только еще начинают прорастать.
В Гомельской области в Беларуси (одном из наиболее пострадавших районов) начиная с 1991 года процент раковых заболеваний щитовидной железы у детей до 15 лет увеличился с менее 1 случая на миллион до аварии до более 100 случаев на миллион после аварии. Число больных раком щитовидной железы среди взрослых возросло в 3 раза.
На Украине за период с 1981 по 1994 годы число случаев заболевания раком щитовидной железы увеличилось на 10%. В России в 1995 году было зафиксировано 45 новых случаев в Брянской области. Специалисты считают, что в последующие десять лет число раковых заболеваний будет возрастать, а затем постепенно вернется к уровню, который отмечался до аварии.
При своевременном обнаружении в 90% случаев рак щитовидной железы поддается лечению. Однако у детей опухоли настолько маленькие, что их трудно обнаружить. И даже если в этих трех странах есть специалисты мирового уровня, у них катастрофически не хватает денег на оборудование, реагенты и медикаменты.
Известно, что общее состояние здоровья эвакуированных детей и тех, кто проживают на загрязненных территориях, - плохое. По данным ЮНИСЕФ, у детей, живущих на загрязненных территориях в Беларуси, количество различных заболеваний увеличилось от 20 до 60%. Широко распространены такие симптомы, как усталость, потеря концентрации, носовые кровотечения, хронический насморк, повышенное артериальное давление. Еще слишком рано говорить о возможном увеличении случаев лейкемии. Некоторые международные организации относят эти симптомы к радиофобии, то есть боязни радиации. Незнание реальных опасностей, слухи, стресс и нездоровые условия жизни, бесспорно, обостряют ситуацию.
“Мы приехали в Припять 27 апреля в два часа дня.… Там больше тысячи автобусов. В четыре часа 20-километровая колонна тронулась в путь. 29 апреля в городе было пусто”. Сергей, ликвидатор, Узловая, Российская Федерация.
“Наши дети вырастут больными и безработными, не имеющими должного образования”. Учитель, Иванков, Украина.
Два из четырех реакторов Чернобыльской АЭС (первый и третий) еще работают. В 1986 году в результате взрыва был разрушен четвертый энергоблок, а пожар в машинном зале в 1991 году привел к закрытию второго энергоблока. Несмотря на произведенные модификации, реактор типа РБМК все еще остается явно ненадежным.
Предполагалось, что саркофаг из бетона и стали, построенный над четвертым реактором, прослужит тридцать лет. Однако группа экспертов Европейской Комиссии пришла к заключению, что его следует заменить до конца этого столетия. Его строили в спешке, используя материалы плохого качества. В результате крыша течет, и в стенах имеются большие трещины.
Украина не может позволить себе ни снять энергоблок с эксплуатации, ни обойтись без вырабатываемой им электроэнергии, покрывающей 8 % потребностей страны. И если она не хочет оказаться в еще большей зависимости от России, то ей нужно найти другой источник энергии. 20 декабря 1995 года правительство Украины подписало договор со странами “большой семерки” о закрытии ЧАЭС к 2000 году. Международное сообщество выделяет на финансирование этого проекта 800 миллионов долларов США, но его реальная стоимость, в экономическом и социальном плане, гораздо выше.
Закрытие атомной станции означает необходимость создания новых рабочих мест для 6 400 человек, которые на ней сейчас работают. Иначе г. Славутич, где они живут, лишится своего основного источника дохода.
800 “могильников” зараженной почвы, радиоактивных отходов и оборудования представляют собой серьезную угрозу для грунтовых вод в районе Чернобыля. По мнению французских специалистов, 5000 кубометров зараженной воды постепенно проникают в реку Припять. Всего 1/6 грамма радиоактивного цезия достаточно для того, чтобы сделать квадратный километр земли непригодным для сельского хозяйства. На территории 105 тыс. км
2 (20% территории Франции) уровень радиации превышает 1 кюри на км2 (кюри/км2 - единица измерения уровня радиоактивности почвы; жителям районов, где уровень загрязнения превышает 15 кюри на км2, обеспечено переселение по требованию). Фрукты, зерно, молочные продукты и дичь, поступающие из загрязненных районов, подлежат жесткому контролю и обработке перед употреблением, а значительная часть просто уничтожается. Тысячи колхозников потеряли средства к существованию.По меньшей мере, 284 тыс. человек были вырваны из своих домов и переселены в отдаленные районы или новые города.
“Когда мы услышали, что солдат послали в Чернобыль в качестве ликвидаторов, мы решили, что нам повезло, что мы участвовали в войне”. Юрий, ветеран войны в Афганистане.
“Мы должны были прорыть туннель под реактором и поместить туда охлаждающее оборудование. У нас не было специальной одежды. У нас были аппараты для дыхания, но мы не могли их использовать, потому что было очень жарко. Мы работали по три часа, вручную вытаскивая по 70 вагонеток земли. 8 из 40 человек нашей команды уже умерли, остальные больны”. Владимир, бывший шахтер и ликвидатор,45 лет (позднее проект был отменен).
“Вначале люди просили проверить их фрукты на наличие радиации. Сейчас им на это наплевать. Материальные проблемы стали для них важнее”. Председатель администрации, Першай, Беларусь.
После раскола Советского Союза новые независимые государства Беларусь, Украина и Российская Федерация взяли на свои плечи бремя чернобыльских проблем. Около 13 % госбюджета Беларуси, 4 % госбюджета Украины и 1 % госбюджета России уходит ежегодно на преодоление последствий катастрофы.
Пережив стресс эвакуации, нехватку продуктов питания и болезни, пострадавшее население столкнулось с новыми проблемами – стремительным ростом цен, резким сокращением покупательной способности и безработицей, последовавшими за правительственными реформами тяжелого перехода к рыночной экономике. В результате, бедные покупают самые дешевые продукты, откуда бы они ни поступали, и не обращают внимания на какие бы то ни было рекомендации. Сегодня употребление в пищу зараженных продуктов является самым распространенным способом проникновения радиоактивных веществ в организм. Многие из наиболее нужных специалистов, в частности врачи и учителя, уже уехали из загрязненных районов. На фоне этого появилась богатая, организованная преступная прослойка, имеющая доступ к конвертируемой валюте. Их сверкающие иномарки и новые роскошные виллы резко контрастируют с бедностью основной части населения.
Вскоре после катастрофы советские власти ввели для пострадавших в результате аварии разного рода льготы и спецмеры: от бесплатного медицинского обслуживания до пенсий по инвалидности и доплат (прозванных в народе “гробовыми”), которые могут удвоить зарплату рабочего в зараженной зоне.
Сегодня несколько миллионов человек требуют предоставления им льгот, многие, не имея на то никаких оснований. Некоторые в соотечественники, живущие за рубежом, возвращаются домой и поселяются в загрязненных районах только для того, чтобы получать материальную помощь.
Для многих семей чернобыльские льготы стали основным источником дохода. Люди разрываются между желанием избежать радиации и боязнью потерять деньги. Принцип материального возмещения становится преградой на пути развития. Пострадавшим странам необходимо найти новые формы материальной поддержки, при которых льготники смогут более активно содействовать развитию экономики и вновь обретут свое человеческое достоинство.
Секретность, окружающая все, связанное с ядерной энергией и атомными бомбами, привела к всеобщему невежеству и боязни радиации во всем мире, даже в так называемых открытых обществах. Отсутствие информации, а также противоречивые или ложные сведения, распространяемые советскими властями после чернобыльской аварии, значительно приумножили масштабы этого явления.
Изначально плохо организованная подача информации повлекла за собой продолжительные последствия. Несмотря на все усилия, предпринятые в дальнейшем правительствами трех стран, чтобы обеспечить гласность, только 20 % людей, живущих на загрязненных территориях, доверяют информации и рекомендациям, исходящим из официальных источников, включая врачей. Малейшую жалобу они связывают с радиацией. И как бы это ни было легко понять, очевидно, что такой внутренний настрой подрывает их жизнь.
Для людей, ставших жертвами Чернобыля, многие устойчивые связи, такие как чувство принадлежности к коллективу, традиции, культура и религия, которые могли бы помочь им преодолеть выпавшие на их долю испытания, были разрушены в эпоху сталинизма и развитого социализма.
Люди потеряли доверие друг к другу, национальные традиции и язык были забыты, церкви закрыты, переоборудованы в склады или в музеи. Когда произошел взрыв, людям некуда и не к кому было обратиться, существующие службы не могли оказать никакой реальной помощи. Эвакуация разъединила семьи, люди оказались за десятки и сотни километров от своего дома в чужих поселках или в новых, не имеющих души городах.
Тем временем, неожиданные и быстрые перемены, происшедшие после провозглашения независимости, и экономический кризис породили такую ситуацию, в которой большинство людей полностью потерялись. Растерянность и депрессия чувствуются повсюду. Десятилетия покорности государственной власти отбили у людей чувство инициативы и способность приспосабливаться к ситуации.
Чернобыльская авария показала, насколько советские власти были не готовы к гражданским ядерным катастрофам. План экстренных мер не соответствовал ситуации; люди, участвовавшие в спасательных мероприятиях, не имели эффективной защитной одежды и оборудования. Это заставило также весь мир пересмотреть свои собственные превентивные меры.
Обстоятельства, в которых произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, были экстремальными (системы безопасности были преднамеренно отключены), но они выявили концептуальные недостатки реактора типа РБМК и поставили под сомнение безопасность функционирования 17 других энергоблоков того же типа, построенных в России, на Украине и в Литве, хотя их системы безопасности были улучшены
.Авария также вскрыла недостатки советских социальных, психологических и медицинских служб. До Чернобыля на Украине и в Белоруссии практически не было специалистов по радиационной медицине, а службы медконтроля либо не соответствовали требованиям, либо просто отсутствовали. Ничего также не было предусмотрено для того, чтобы помочь пострадавшим перенести полученные травмы.
Необходимость оповестить народ о катастрофе послужила важным фактором снятия завесы секретности, характерной для советского режима, и способствовала тем самым введению гласности.
Информация остается одним из основных катализаторов социальных перемен. Именно поэтому ЮНЕСКО включила в свою Чернобыльскую Программу несколько информационных проектов.
На протяжении более трех лет Советский Союз пытался самостоятельно преодолеть последствия чернобыльской катастрофы, но после краха советского режима в 1990 году новые независимые государства поняли, что в одиночку они не в состоянии с этим справиться. Тогда Беларусь, Украина и Российская Федерация обратились за помощью к международному сообществу. ЮНЕСКО, в сотрудничестве с другими организациями ООН, немедленно разработала Чернобыльскую Программу и начала искать внебюджетные источники финансирования. Официальное соглашение было подписано в январе 1991 года. Пять лет спустя бюджет Программы превышает 9 миллионов американских долларов.
Совместно с тремя странами ЮНЕСКО разработала более семидесяти проектов в области своих компетенции (образование, наука, культура, коммуникация, общественные науки). Около тридцати из них находятся в стадии осуществления или уже завершены. Остальные изучаются или ждут финансирования.
Программа “ЮНЕСКО–Чернобыль” объединяет усилия 29 государств-членов и полностью мобилизует около 150 человек, работающих на нее в России, в Беларуси и Украине. Руководство Программой осуществляется Руководящим комитетом, в который входят представители трех стран и специалисты ЮНЕСКО, действующие в рамках ее основных компетенции
.Секретариат Программы находится в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, бюро координатора проекта № 64 – в Киеве. Министерства по делам Чернобыля в каждой из трех стран координируют деятельность соответствующих национальных организаций и ведомств.
Кроме того, у каждого проекта, в зависимости от его масштаба, есть свой национальный координатор. Задействованы также национальные специалисты.
Чернобыльская Программа стремится создать такие условия, при которых страны-участницы могли бы осуществлять проекты, вызывая при этом чувство доверия у жителей пострадавших районов.
Что касается среднесрочной и долгосрочной перспективы, то Программа нацелена на то, чтобы помочь трем странам интегрировать результаты международных проектов в общую стратегию устойчивого развития и содействовать, таким образом, улучшению качества жизни пострадавших.
Для этого необходимо:
И, наконец, поощряя личную инициативу и развивая чувство социальной ответственности, центры ЮНЕСКО стремятся помочь пострадавшим обрести свою самостоятельность.
Идея создания центров - одно из главных направлений Программы “ЮНЕСКО-Чернобыль” - была обусловлена проблемами, существующими в трех пострадавших республиках, а именно:
С самого начала организаторы проекта решили работать в рамках существующих социальных структур, привлекая к работе политиков и представителей местных и областных администраций.
Центры ставят перед собой следующие цели:
Работники центров постоянно улучшают все виды своей деятельности. Они руководствуются следующими принципами работы:
Особое внимание уделяется совершенствованию профессионального уровня:
В ходе своих первых контактов с ЮНЕСКО ГОСКОМЧЕРНОБЫЛЬ СССР запланировал построить три центра в районах с высокой концентрацией эвакуированных и ликвидаторов.
К январю 1993 года планы трех новых независимых государств (в каждом из которых было свое министерство, занимающееся ликвидацией последствий Чернобыльской аварии) изменились. В каждой стране должен был быть создан не один, а три центра для ликвидаторов и эвакуированных в “чистые” районы, а также для людей, живущих в загрязненных районах.
Основными критериями выбора мест для строительства центров были:
Министерство по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на ЧАЭС Республики Беларусь, МИНЧЕРНОБЫЛЬ Украины и МЧС России выделили здания и взяли на себя большую часть расходов, связанных с ремонтно-строительными работами. Они также выплачивают заработную плату работникам центров и покрывают текущие расходы. Внебюджетное финансирование со стороны ЮНЕСКО:
Три центра – в Никольской Слободе, в Стрешине и в Аксаковщине – были безвозмездно спроектированы для ЮНЕСКО французскими архитекторами (Agence d'Architecture des Gobelins). Помещения других центров были реконструированы по проектам тех же архитекторов, работавших в тесном сотрудничестве с их местными коллегами.
Общая стоимость проекта составляет на сегодняшний день более 2 миллионов долларов.
Несмотря на многочисленные трудности и препятствия, к официальному открытию в 1994 году не было закончено строительство только двух центров – в Аксаковщине (Беларусь) и в Болхове (Россия). До завершения строительства сотрудники центров продолжают работать во временных помещениях.
Министерства, занимающиеся ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, и правительства трех стран никогда не теряли веру в успех этого проекта, хотя вначале у них было весьма слабое представление о конечном результате их инвестиций. Они продолжали работать в условиях, которые могли бы отбить охоту у многих: бюрократические проволочки, нехватка материалов, суровые климатические условия. Наконец, центры открылись, посетители остались довольны увиденным, и все участники проекта были вознаграждены за свой труд. Власти увидели, что их усилия увенчались успехом; лица, уполномоченные принимать решения, завоевали доверие в глазах новых инвесторов; административные работники приобрели ценный опыт организации и осуществления нового сложного международного проекта такого рода.
Штат каждого центра насчитывает от 10 до 20 человек: директор, 3–5 социальных работников, бухгалтер, детские воспитатели, имеющие психологическую подготовку, регистратурный работник и несколько руководителей кружков, не считая техперсонал. В центрах также работают добровольцы, занимающиеся художественной и спортивной деятельностью.
В каждой стране есть свой национальный координатор и супервизор. Последний имеет высшее психологическое образование и проводит ежемесячно в каждом центре по 2 – 3 дня. За осуществлением же всего проекта следит психолог, который находится в бюро координатора проекта в Киеве.
Первым шагом ЮНЕСКО было открытие бюро в Киеве и назначение двух опытных психологов с больничным стажем. Они работают с представителями министерств, занимающихся ликвидацией последствий Чернобыльской аварии, и следят за результатами работы центров. В течение первого года они занимались всеми текущими вопросами:
от строительства до поиска персонала и оборудования.Найти квалифицированных специалистов для работы в центрах было нелегко. На Украине, например, насчитывалось лишь 800 психологов на 52 миллиона жителей. Существовала и другая проблема: в большинстве случаев центры находятся в маленьких городках и в сельской местности, в то время как квалифицированные специалисты предпочитают большие города, где им обеспечена хорошая работа.
Психотерапия в том смысле, в каком ее понимают на западе, и социальная работа не существовали в советское время, когда психология подчинялась идеологии, а социальные службы были разбросаны и не отвечали своим задачам. В результате, подготовка психологов не соответствовала потребностям людей, обращавшихся в центры.
Поэтому, начиная с 1993 года, ЮНЕСКО ежегодно организует для персонала центров 2–месячные курсы интенсивной подготовки по психологии, социальной работе и вопросам управления. Каждый год три социальных работника проходят стажировку, включающую теоретические и
практические занятия, в Западном Католическом Университете во Франции. ЮНЕСКО надеется на то, что сможет распространить эти стажировки и на другие страны Западной Европы.Программой “ЮНЕСКО–Чернобыль” для сотрудников центров организованы также еженедельные курсы изучения иностранных языков, чтобы они могли читать иностранную литературу по специальности и общаться со своими зарубежными коллегами.
Центры играют все возрастающую роль в совершенствовании профессий, связанных с заботой о людях. Это достигается благодаря их особому подходу к решению индивидуальных и семейных проблем, а также специальной подготовке их сотрудников.
Поскольку при советской власти социальной работы как таковой не существовало, ЮНЕСКО нужно было договориться с правительствами трех стран об утверждении соответствующего статуса для центров и их работников. Первые шаги к их общественному признанию были сделаны в 1993 году, когда был разработан временный устав центров, открыты банковские счета и назначены национальные супервизоры.
Тем временем социальные работники также получили профессиональное признание. С ними были подписаны пробные контракты сроком на один год. Эти условия были пересмотрены в 1995 году. Потребуются, однако, дальнейшие доработки, позволяющие учитывать уровень квалификации персонала. На сегодняшний день зарплата и статус социальных работников приравнены к зарплате и статусу школьных учителей, но их график и условия работы заметно отличаются. Сотрудники центров вынуждены работать в часы досуга населения, то есть в вечернее время, а также в выходные и праздничные дни.
Центры являются своего рода уникальным экспериментом, и у них уже имеется богатый опыт. Это относится к сравнительно новым методам терапии: консультирование, создание групп поддержки, семейная терапия, а также деятельность способствующая развитию района.
Это тем более важно, что чувство личной ответственности будет постепенно вытеснять выработанную на протяжении десятилетий привычку уповать во всем на государство.
С развитием этой новой профессии персонал центров призван сыграть важную роль в подготовке кадров следующего поколения.
Только часть работы центров посвящена преодолению социально-психологического травматизма, вызванного Чернобыльской катастрофой. Их целью является также поощрение самостоятельности и коллективной деятельности на уровне поселения.
Летом 1993 года работники центров провели анкетирование, чтобы лучше познакомиться с местными жителями, узнать, что им нужно и что они умеют делать. После этого была разработана общая программа деятельности, которая подвергается корректировке по мере обнаружения новых проблем. Она включает специфические пожелания населения и культурные мероприятия.
156 620 человек посетило девять центров после их открытия в конце 1993 года: 90 400 детей, 36 800 подростков и 29 420 взрослых.
За последние два года было проведено 32 730 индивидуальных консультаций и 10 920 групповых встреч.
Работники центров дали 28 120 информационных справок.
Каждый центр имеет хорошо оборудованную игровую комнату с дидактическими играми, наборами красок и т.д. Детские психологи используют их для установления диагноза и проведения игровой терапии для детей, страдающих эмоциональными расстройствами. Игровые комнаты служат местом, где дети могут научиться общаться друг с другом. Иногда взрослые приходят в центр со своими детьми, задерживаются, чтобы выпить чашечку чая и поговорить..., после чего они нередко возвращаются туда уже без детей, чтобы поделиться своими проблемами.
Многие проблемы, с которыми сталкиваются отдельные лица, имеются и у остальных членов поселения. Центры являются местом, где они могут встретиться и поговорить о своих невзгодах. Если им понадобится совет специалиста, они всегда могут обратиться к социальному работнику или к психологу. Ликвидаторы, эвакуированные,
молодые матери и т.д. сформировали в центрах группы поддержки; поощряется также деятельность местных ассоциаций.
В некоторых центрах имеется достаточно места для занятий такими видами спорта, как каратэ или бокс. Во всех центрах проводится учебно-воспитательная работа с детьми и подростками, включая занятия по экологии, изобразительному искусству, компьютерной технике, кулинарии, танцам, музыке и письму. Часто эти занятия проводятся добровольцами.
Обучение измерению радиоактивности на занятиях по изучению окружающей среды. |
|
Во многих центрах проводится преподавание иностранных языков, здесь можно найти иностранную литературу и журналы. |
Художественная и ремесленная деятельность дают возможность каждому проявить свои творческие способности. |
Дети и подростки с особым удовольствием работают на компьютере. |
Центры дают возможность продолжить вековые традиции самовыражения через художественное и ремесленное творчество. |
Информация – это первый шаг к самостоятельности. Правдивая и достоверная информация может стать огромным благом после стольких лет обмана и утаивания. В людях может проснуться доверие и развиться чувство личной инициативы. Все центры оснащены печатным оборудованием для выпуска проспектов и информационных бюллетеней. Большинство центров организуют дискуссии и семинары.
Центры обеспечивают население информацией и регулярно проводят лекции и дискуссии по всем интересным вопросам. Сотрудникам центров часто помогают добровольцы. |
Все центры выпускают хотя бы один информационный бюллетень для местного населения. Его распространение ограничено из-за нехватки средств. |
Возрождение экономической деятельности будет играть решающую роль в помощи людям обрести свою самостоятельность и чувство личной инициативы. |
Центры работают в тесном сотрудничестве с местными организациями, в частности с детскими садами, школами и больницами, а также с неправительственными организациями и ассоциациями. Их целью является укрепление связей внутри
В некоторых городах пенсионеры составляют больше половины населения. Центры призывают их передавать свои знания по истории и местным традициям новому поколению. |
Центры могут служить местом, где представители населения и местных органов власти смогут решать проблемы и обсуждать новые идеи. |
Шахматные турниры, разрушают возрастные барьеры и вызывают всеобщий интерес. |
Центры признают значение национальных праздников как повода для всеобщего объединения. |
В марте 1995 года сотрудники девяти центров, национальные супервизоры и координаторы, сотрудники киевского бюро координатора проекта и секретариата Программы “ЮНЕСКО - Чернобыль” провели в центре ЮНЕСКО в г. Узловая (Российская Федерация) 2-недельный семинар, чтобы подвести итоги, обменяться опытом и ознакомиться с новыми формами и методами работы.
Семинар оказался весьма плодотворным. В ходе работы руководящие работники и персонал уточнили цели проекта и приняли решение расширить набор предоставляемых услуг в соответствии с потребностями населения.
Была также отмечена необходимость в улучшении связей между центрами. Потребности местного населения и специфические формы работы персонала привели к тому, что у каждого центра сложились определенные навыки.
У одного центра накопился большой опыт работы с детьми, страдающими от облучения. У другого – опыт работы с эвакуированными, третий выпускает вместе с подростками информационные бюллетени по экологии. По мере возможности центры будут связаны между собой электронной почтой, что позволит персоналу более эффективно обмениваться опытом и
имеющейся информацией.
Успех центров (проект № 64) подтвердил наличие целого ряда потребностей у населения, которые были выявлены в трех странах, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, а именно:
В данном контексте проект будет нацелен на следующее:
Первый этап:
Второй этап:
На данной стадии осуществления проекта, описанной в настоящей брошюре, в поддержке нуждаются нижеуказанные подпроекты. Все могут участвовать в их осуществлении, независимо от формы и размера личного вклада.
Оказание центрам помощи в улучшении их организации, в совершенствовании и развитии их деятельности. Июнь 1996 г. – декабрь 1997 г,
Для 9 центров: 185 тыс. долларов США, или: в России – 1 500 долларов США в месяц на один центр, на Украине и Республике Беларусь – 800 долларов США в месяц на один центр. Исключительно финансовая помощь.
Помощь в осуществлении координации, контроля и обучения персонала центров. Июнь 1996 г. – декабрь 1997 г.
Часть необходимых средств может быть обеспечена в форме предоставления бесплатной экспертизы или оборудования (около 50 тыс. долларов США).
Расширение библиотек центров. Увеличение книжного фонда и подписки на специальные журналы по психологии, социологии и территориальному развитию.
Потребности на 2 года: передача в фонд библиотек литературы или подписки на журналы или денежные пожертвования: 50 тыс. долларов США (по предварительной оценке).
Обмен специалистами и предоставление стипендий. Для специалистов, участвующих в проекте, очень важно иметь возможность познакомиться с работой аналогичных служб в других странах.
3–6-месячные стипендии для поездки сотрудников центров за границу. Можно предусмотреть варианты обмена специалистами с государственными учреждениями
Обобщение приобретенных знаний с целью включения их в Вузовские программы по психологии и социологии, подготовка учебных пособий на основе изучения конкретных случаев.
на 1 год – 100 тыс. долларов США. Возможно предоставление бесплатной экспертизы.
Подпроект № 6
Подготовка и распространение брошюры (от 32 до 48 страниц) для информации людей, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, о радиации и ее воздействии, и о мерах, позволяющих избежать облучения.
Первый этап
Брошюра уже составлена и отпечатана для рецензирования. В 1996 году она будет выпущена большим тиражом для распределения среди учителей, врачей и других специалистов.
Первый этап данного подпроекта финансируется Канадой и Нидерландами.
Второй этап
Подготовка и издание буклетов, посвященных конкретным проблемам первостепенного значения и предназначенных для отдельных групп населения. Вначале они будут распространяться через центры ЮНЕСКО, а потом в национальном масштабе.
Минимум 200 тыс. долларов США (в зависимости от тиража). Другие информационные материалы, в частности плакаты и слайды, будут подготовлены в зависимости от имеющихся в наличии средств.
Было разработано несколько показательных проектов по распространению существующих в центрах информационных служб на близлежащие школы и больницы.
Ознакомление детей с радиацией. Этот проект направлен на создание школьных учебных пособий по теме “жизнь в условиях радиации”. При их подготовке будет широко использоваться опыт, накопленный в центрах ЮНЕСКО.
Выявление потребностей и определение поля деятельности в рамках системы образования; подготовка, издание и распространение пособий для занятий в школе. Подготовка учителей совместно с национальными пединститутами. На сегодняшний день необходимые материалы уже собраны.
150 тыс. долларов США для подготовки, тестирования и распространения учебных пособий.
В сотрудничестве со здравоохранительными органами предоставить местным, областным и национальным больницам возможность использования опыта центров ЮНЕСКО в области информирования населения о радиации.
Консультации с министерствами здравоохранения; определение потребностей на основе имеющейся в центрах информации; определение действий, которые могут быть предприняты; приспособление существующего оборудования к специфическим потребностям системы здравоохранения.
Производство, распространение и подготовка материалов за счет министерств здравоохранения.
50 тыс. долларов США для начального этапа осуществления проекта.
Сотрудничество с неправительственными организациями (НПО), работающими в областях, имеющих ключевое значение для развития района. Цель данного проекта: привлечь национальные и международные НПО к работе в центрах по вопросам, выходящим за рамки компетенции ЮНЕСКО. НПО будут информированы о потребностях каждого центра, и будут определены условия заключения договора о сотрудничестве с НПО, выразившими готовность участвовать в проекте. Для развития инициативы на начальной стадии и поощрения последующих достижений может быть установлено ограниченное число небольших премий.
100 тыс. долларов США.
Открыть в трех странах дополнительно девять центров. Строительство должно быть начато в 1996 году, что позволит распространить сеть центров на районы, которые в них нуждаются. Список центров предоставляется по требованию.
Иностранные инвестиции для создания одного центра: 125 тыс. долларов США. Города, в которых будут построены центры ЮНЕСКО, и города, пожертвовавшие средства, могут стать городами - побратимами.
Университет г. Утрехт (Нидерланды) - отделение психиатрии
Западный Католический Университет (Франция) - Институт прикладной психологии и социологии