ПРОГРАММА ЮНЕСКО-ЧЕРНОБЫЛЬ

ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

РЕСПУБЛИКА БЕЛОРУСЬ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

УКРАИНА

Рис.1

ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

 

ЮНЕСКО И МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

Рис.2

Авария, происшедшая на Чернобыльской атомной станции в апреле 1986 года, остается наиболее драматичной и тяжелой по своим последствиям катастрофой современной истории. Ее влияние на жизнь миллионов людей продолжает сказываться сегодня, как и десять лет назад.

ЮНЕСКО была одной из первых организаций ООН, откликнувшихся на обращение Республики Беларусь, Украины и бывшего СССР к правительствам всех стран и международным организациям с просьбой об оказании помощи в преодолении последствий аварии. Когда 9 января 1991 года я подписывал Основной договор об учреждении Программы “ЮНЕСКО-Чернобыль”, ЮНЕСКО считала, что помимо трагических последствий для здоровья и окружающей среды, Чернобыльская катастрофа сильно отразится на экономическом, психологическом и социальном положении людей, живущих на территории зараженных районов или в непосредственной близости от них. Катастрофа неминуемо должна была вызвать самые серьезные проблемы социального и экономического характера в каждой из пострадавших стран.

Рис.3

Увы, история подтвердила эти предположения. Одним из основных заключений конференции ВОЗ, состоявшейся в ноябре 1995 года при участии ЮНЕСКО и посвященной влиянию Чернобыля на здоровье, было то, что к наиболее серьезным последствиям аварии следовало относить именно последствия социально-психологического характера. Катастрофа самым пагубным образом сказалась на судьбе 600 тысяч так называемых ликвидаторов, которые пытались воспрепятствовать распространению радиации, и сильно повлияла на жизнь девяти миллионов людей, многие из которых, по сей день проживают в зараженных районах.

Многие участники конференции подчеркивали, что, несмотря на то, что после аварии прошло уже десять лет, в человеческом плане катастрофа еще далеко не закончилась, поэтому основные чернобыльские программы ООН должны быть продолжены. Из тридцати проектов, разработанных ЮНЕСКО для Чернобыля, программа создания и развития центров социально-психологической реабилитации превзошла по своим масштабам и результатам все ожидания. Ей должно быть по заслугам отведено соответствующее место в рамках международного сотрудничества.

В этой брошюре мы пытались показать, что в этих странах идея районных центров как мест, где пострадавшие в результате катастрофы люди могут найти необходимый уход и лечение, где люди любого возраста могут найти себе применение и активно участвовать в развитии своего района, является абсолютно новой. За истекшие два года центры разработали весьма новаторскую программу действий с учетом специфических потребностей каждой страны. Когда представляется возможность, они налаживают на профессиональной или личной основе контакты с местными школами, больницами и иными национальными или зарубежными учреждениями и частными лицами.

Программа “ЮНЕСКО-Чернобыль” позволила установить настоящие партнерские отношения между западными странами и Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Украиной. Каждая из сторон внесла свой финансовый и интеллектуальный вклад в построение более демократического и процветающего будущего для жертв катастрофы.

В настоящее время национальные власти и ЮНЕСКО планируют включить “ноу хау” и обобщающие опыт материалы в программы высших учебных заведений трех стран. При составлении учебных пособий особое внимание будет уделено изучению конкретных примеров из практики центров ЮНЕСКО.

Другим важным направлением деятельности, разработанным совместно с национальными властями в 1995 году, является широкомасштабный проект по информированию населения трех стран об опасности радиации и о наиболее эффективных способах предотвращения дальнейшего загрязнения. Десять лет спустя после аварии страх и сомнения на этот счет являются главными источниками стресса.

Сегодня, когда первые открывшиеся центры обрели свое лицо и уже полностью выполняют свою основную программу, неправительственные и международные организации могут использовать их как отправные точки для обеспечения социально-экономического развития районов. Это единственный способ подлинного решения социально-психологических проблем, с которыми сталкивается сейчас население.

Рис.4

Следовательно, роль центров ЮНЕСКО как катализаторов социально-экономического развития постоянно возрастает. Но, прежде всего они являются школой инициативы и демократии, развивая на практике подлинно коллективную деятельность. Их цель состоит не в том, чтобы учить социологии или проповедовать права человека, а в том, чтобы дать людям возможность самостоятельно убедиться в том, как эти принципы помогают их индивидуальному и коллективному развитию и гармоничной жизни на работе, в семье и во время отдыха.

В этой брошюре мы стремились также показать общую окружающую обстановку, в которой работают центры, и напомнить читателям, с какой невероятной быстротой развивались в течение последних десяти лет события в бывшем СССР, и во что вылилась Чернобыльская катастрофа. Я надеюсь, что подробная информация о центрах и их деятельности поможет читателям оценить те широкие возможности, которые они открывают для международного сотрудничества.

Я хотел бы пригласить всех партнеров ЮНЕСКО посетить существующие центры и обсудить совместно с национальными властями и ЮНЕСКО возможности участия в этом чрезвычайно важном проекте.

Федерико Майор,
Генеральный директор ЮНЕСКО

 

 

1986-1996: ГОДЫ ЧЕРНОБЫЛЯ

Рис.5

Чернобыльская катастрофа произошла на фоне грандиозных политических и экономических перемен в странах, пострадавших от ее последствий. Краткое представление событий последних десяти лет поможет читателям понять подлинные масштабы этой человеческой трагедии и трудности, с которыми сталкиваются все организации, пытающиеся смягчить ее последствия.

 

ПЕРЕСТРОЙКА

Взрыв на Чернобыльской АЭС произошел ровно через тринадцать месяцев после вступления Михаила Горбачева на пост главы государства, когда он пытался возродить советскую систему путем “перестроечных” реформ. По иронии судьбы катастрофа ускорила некоторые перемены.

 

ГЛАСНОСТЬ

Авария произошла в период крупных государственных капиталовложений, направленных на повышение эффективности промышленности и сопровождавшихся борьбой с алкоголизмом и спекуляцией на черном рынке и введением гласности (задуманной как конструктивная критика коммунистической системы). Одновременно Горбачев предпринял сокращение военного аппарата, созданного Брежневым, и открыл тем самым путь к окончанию холодной войны.

В момент, когда влиятельные представители интеллигенции призывали покончить с цензурой, Горбачев не мог позволить государству отреагировать на Чернобыльскую аварию так, как оно реагировало в прошлом на другие катастрофы, а именно: молчанием. Через два месяца после аварии он назначил либералов на руководящие должности в печати и в гостелерадио.

 

НА ПУТИ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В то время как более полумиллиона человек, преимущественно солдат советской армии, убирали радиоактивные отходы, а сотни тысяч эвакуированных остались без крова, Советский Союз постепенно распадался под давлением внутренних и внешних сил.

В 1987 году с легализацией частных предприятий и иностранных инвестиций были сделаны первые шаги к введению рыночной экономики. С появлением частного сектора, начался распад государственной экономики, впервые столкнувшейся с законами мирового рынка.

 

ПАДЕНИЕ ШЕСТИ РЕЖИМОВ

После волны националистических движений, прокатившейся в 1988 году по всему Советскому Союзу, последующие три года стали свидетелями окончательного развала СССР. В июне 1989 года были проведены первые с 1918 года многопартийные выборы, и за семь месяцев пало шесть режимов восточного блока. Кульминацией событий стало падение берлинской стены в ноябре того же года. Двенадцать месяцев спустя перестройка была похоронена, СССР стоял на пути капитализма. Оказавшись между консерваторами и новыми демократами во главе с Борисом Ельциным, его бывшим либеральным протеже, Горбачев постепенно утрачивал свои позиции.

 

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

В январе 1990 года Литва провозглашает свою независимость. В следующем году ее примеру последует целый ряд республик, включая Украину и Беларусь. В мае Ельцин избран Президентом Верховного Совета России (по списку антикоммунистов), тогда как Горбачев остается главой СССР.

В конце 1991 года все кончено. После путча “правых” Горбачев подает в отставку, Ельцин выходит из компартии, в результате свободных выборов он становится Президентом новой Российской Федерации. Все республики бывшего СССР, кроме Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии объединяются в Содружество независимых государств (СНГ).

 

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Переход к рыночной экономике повлек за собой серьезные трудности. К 1990 году экономика полностью разрушена. В производстве начался спад, не имевший себе равных ни в одной из промышленно развитых стран со времен Депрессии.

Галопирующий рост цен в 1992 году приводит к обесцениванию денег. Люди месяцами не получают зарплаты, стремительный рост инфляции делает ее неконтролируемой. Интеллигенция и военные утрачивают свой общественный статус, появляется новая элита, выросшая на деньгах, заработанных на международной торговле (порой криминальным путем). Растет социальное неравенство. Сегодня государство по-прежнему держит под своим контролем систему социального обеспечения и пытается улучшить ее организацию. Однако многие службы, лишенные поддержки промышленных монополий, уже не функционируют. Только еще встающий на ноги частный сектор не в состоянии пока принять эстафету. Поэтому для миллионов людей семья и огород продолжают оставаться последним надежным буфером в тяжелые времена.

 

ХРОНОЛОГИЯ

1985

Горбачев избран Первым секретарем коммунистической партии

 

1986

 

1987

 

1988

 

1989

 

1990

 

1991

 

1992

 

1993

 

 

1994

 

1995

 

1996

 

 

КРУПНЕЙШАЯ ЯДЕРНАЯ КАТАСТРОФА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

ЧТО ПРОИЗОШЛО

Рис.6

Четвертый блок Чернобыльской атомной станции находился в эксплуатации всего три года и был предметом гордости советских властей. 26 апреля 1986 года операторы ночной смены отключили в качестве эксперимента все системы безопасности, кроме одной. Все началось в 1 час 23 минуты: ядерная реакция неожиданно вышла из-под контроля, и началось разрушение топливных стержней. Под растущим давлением пара 2000-тонная крышка сорвалась с корпуса реактора, и произошел выброс в атмосферу токсичных радионуклидов.

Советские власти, возможно, как и другие правительства в то время, не были готовы к такой катастрофе. В срочном порядке были направлены тысячи солдат для оказания помощи местным пожарникам и медперсоналу, в то время как народ оставался в полном неведении (необходимость в информировании народа о происшедшей катастрофе положила конец 70-летней цензуре в СССР и способствовала развитию гласности в области атомной энергетики на Западе).

Рискуя собственной жизнью, ликвидаторы все же смогли потушить огонь и нейтрализовать в рекордное время активную зону реактора. 31 человек из них скончался в считанные дни от ожогов и облучения, 209 человек получили тяжелые лучевые болезни, но все же выжили. Есть основания полагать, что число летальных исходов, прямо или косвенно связанных с аварией, значительно выше.

Через десять дней, которые потребовались на то, чтобы потушить пожар, радиоактивные тучи пронеслись над территориями будущих независимых государств: Украины, Беларуси и Российской Федерации – и достигли Швеции, Греции и Великобритании. Повсюду, где шли дожди, радионуклиды ушли в почву, отравив на десятилетия тысячи квадратных километров земли.

 

ЧЕТВЕРТЬ МИЛЛИОНА БЕЖЕНЦЕВ

Пока станция горела, 45 тысяч жителей близлежащей Припяти готовились к празднованию Первомая. Дети останавливались на железнодорожном мосту и смотрели на зарево пожара. Неделю спустя власти все еще ничего не сообщали об аварии и не давали никаких инструкций относительно того, как уменьшить воздействие радиации. Позднее будут розданы таблетки, содержащие йод, но слишком поздно, чтобы предотвратить раковые заболевания щитовидной железы, которые отмечаются сегодня.

В течение последующих десяти дней будет произведена эвакуация людей, живущих в 30-километровом радиусе от станции; 135 тысяч мужчин, женщин и детей навсегда покинут свои дома, хозяйства и огороды.

Сначала власти разместили эвакуированных в семьях, проживающих в “чистых” районах, расположенных часто более чем за 100 км от мест, где они привыкли жить. Будучи оторванными от дома, от родных и друзей, люди терялись в догадках о том, что случилось с их бабушками и дедушками, с детьми и с соседями. В некоторых случаях требовалось несколько месяцев на то, чтобы найти друг друга.

Но вот порыв солидарности первых дней после аварии спал, и отношение к эвакуированным изменилось. Местные жители считали их радиоактивными и называли “светлячками”. Положение дел еще более усугубилось из-за того, что переселенцы получили квартиры, которых местные ждали по десять лет.

“Мы доили коров, когда к нам подошли представители администрации и сказали: "Не паникуйте, продолжайте работать". 2 мая люди стали уезжать со своими детьми. Нам сказали привести коров в колхоз. 4 мая в 5 часов утра за нами к дому подъехал грузовик, на следующий день к 12 часам мы приехали в Бородянку. Ехали всю ночь. С собой у нас было сало и яйца на три дня. Приходилось готовить в поле”. Жена колхозника, эвакуированная из Чернобыля в Бородянку, Украина.

“Впервые мы услышали об аварии 27 апреля, в воскресенье, когда в здешнюю больницу привезли пострадавших. Это было похоже на небольшую войну: танки, "скорые", БМП проносились на полном ходу. От фар было так светло, что ночью можно было читать газету”. Врач, Иванков, Украина.

“Мне было страшно. Я видел горящий реактор, но не знал, что это значит. Сначала у нас не было никакой защитной одежды. Но на второй день мы сами сделали маски из того, что было под рукой”. Сергей, ликвидатор, 32 года.

 

 

600 ТЫСЯЧ ЛИКВИДАТОРОВ

Рис.7

Герои... В течение двух лет после аварии 650 тысяч ликвидаторов (приблизительное число ликвидаторов меняется согласно использованных источников информации) приняли участие в дезактивации. За несколько дней первая волна вертолетчиков, пожарников и водителей получила дозу радиации, в десять раз превышающую норму за всю жизнь. Весной и летом 1986 года 8 тыс. человек работали круглосуточно, чтобы построить над активной зоной реактора саркофаг из бетона и стали. Некоторые работали, как муравьи, поднимая по лестнице за раз по два ведра цемента, чтобы возвести стены 50-метровой высоты. Каждые 20 минут они подвергались воздействию опасных уровней радиации. На протяжении следующих двух лет сотни тысяч мужчин убирали радиоактивные отходы и снимали вокруг станции верхний слой земли. Они также вырубили и зарыли целый пихтовый лес. Вечнозеленые деревья, порыжевшие под воздействием радиации, представляли собой новую опасность. Сегодня в зоне отчуждения находится 800 радиоактивных “могильников”, некоторые из которых даже не прикрыты.

... превратившиеся в больных изгоев.

Мы никогда точно не узнаем, какова была дальнейшая судьба ликвидаторов (не все из них были официально зарегистрированы). Некоторые разъехались по домам, разбросанным по всему бывшему Советскому Союзу, другие эмигрировали.

У большинства ликвидаторов первой волны появились симптомы преждевременного старения: заболевания легких, сердца и артриты. Некоторые покончили жизнь самоубийством, некоторые запили. Их жены боятся рожать детей. Типичным случаем является депрессия.

Только на Украине из 173 416 зарегистрированных ликвидаторов умерло по официальным данным 4 тыс. По данным Министерства здравоохранения Украины, в 1994 году причиной смерти в 77 % случаев был Чернобыль. По данным “Союза Чернобыля”, 10 % российских ликвидаторов (35 тыс.) являются сегодня инвалидами, а 7 тыс. умерли по различным причинам, включая самоубийства.

Ликвидаторы, которые участвовали в сравнительно недавних операциях по дезактивации (большинство), чувствуют себя лучше и, как правило, являются трудоспособными.

“В январе 1995 года мы провели ежегодный медицинский осмотр 1200 школьников. Только 15 из них были признаны полностью здоровыми”. Врач, Иванков, Украина.

Рис.8
Рис.9
Рис.10
Рис.11

 

 

БОЛЬНОЕ ПОКОЛЕНИЕ?

Рис.12

Радиоактивный йод был частью чернобыльского выброса. Нескольких недель, которые прошли до его распада, стало достаточно для того, чтобы посеять зерна рака щитовидной железы, которые только еще начинают прорастать.

В Гомельской области в Беларуси (одном из наиболее пострадавших районов) начиная с 1991 года процент раковых заболеваний щитовидной железы у детей до 15 лет увеличился с менее 1 случая на миллион до аварии до более 100 случаев на миллион после аварии. Число больных раком щитовидной железы среди взрослых возросло в 3 раза.

На Украине за период с 1981 по 1994 годы число случаев заболевания раком щитовидной железы увеличилось на 10%. В России в 1995 году было зафиксировано 45 новых случаев в Брянской области. Специалисты считают, что в последующие десять лет число раковых заболеваний будет возрастать, а затем постепенно вернется к уровню, который отмечался до аварии.

При своевременном обнаружении в 90% случаев рак щитовидной железы поддается лечению. Однако у детей опухоли настолько маленькие, что их трудно обнаружить. И даже если в этих трех странах есть специалисты мирового уровня, у них катастрофически не хватает денег на оборудование, реагенты и медикаменты.

Рис.13

Известно, что общее состояние здоровья эвакуированных детей и тех, кто проживают на загрязненных территориях, - плохое. По данным ЮНИСЕФ, у детей, живущих на загрязненных территориях в Беларуси, количество различных заболеваний увеличилось от 20 до 60%. Широко распространены такие симптомы, как усталость, потеря концентрации, носовые кровотечения, хронический насморк, повышенное артериальное давление. Еще слишком рано говорить о возможном увеличении случаев лейкемии. Некоторые международные организации относят эти симптомы к радиофобии, то есть боязни радиации. Незнание реальных опасностей, слухи, стресс и нездоровые условия жизни, бесспорно, обостряют ситуацию.

“Мы приехали в Припять 27 апреля в два часа дня.… Там больше тысячи автобусов. В четыре часа 20-километровая колонна тронулась в путь. 29 апреля в городе было пусто”. Сергей, ликвидатор, Узловая, Российская Федерация.

“Наши дети вырастут больными и безработными, не имеющими должного образования”. Учитель, Иванков, Украина.

 

 

ДРУГИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КАТАСТРОФЫ

ЗАКРЫТИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

Два из четырех реакторов Чернобыльской АЭС (первый и третий) еще работают. В 1986 году в результате взрыва был разрушен четвертый энергоблок, а пожар в машинном зале в 1991 году привел к закрытию второго энергоблока. Несмотря на произведенные модификации, реактор типа РБМК все еще остается явно ненадежным.

Предполагалось, что саркофаг из бетона и стали, построенный над четвертым реактором, прослужит тридцать лет. Однако группа экспертов Европейской Комиссии пришла к заключению, что его следует заменить до конца этого столетия. Его строили в спешке, используя материалы плохого качества. В результате крыша течет, и в стенах имеются большие трещины.

Украина не может позволить себе ни снять энергоблок с эксплуатации, ни обойтись без вырабатываемой им электроэнергии, покрывающей 8 % потребностей страны. И если она не хочет оказаться в еще большей зависимости от России, то ей нужно найти другой источник энергии. 20 декабря 1995 года правительство Украины подписало договор со странами “большой семерки” о закрытии ЧАЭС к 2000 году. Международное сообщество выделяет на финансирование этого проекта 800 миллионов долларов США, но его реальная стоимость, в экономическом и социальном плане, гораздо выше.

Закрытие атомной станции означает необходимость создания новых рабочих мест для 6 400 человек, которые на ней сейчас работают. Иначе г. Славутич, где они живут, лишится своего основного источника дохода.

 

ВОЗДЕЙСТВИЯ РАДИАЦИИ

800 “могильников” зараженной почвы, радиоактивных отходов и оборудования представляют собой серьезную угрозу для грунтовых вод в районе Чернобыля. По мнению французских специалистов, 5000 кубометров зараженной воды постепенно проникают в реку Припять. Всего 1/6 грамма радиоактивного цезия достаточно для того, чтобы сделать квадратный километр земли непригодным для сельского хозяйства. На территории 105 тыс. км2 (20% территории Франции) уровень радиации превышает 1 кюри на км2 (кюри/км2 - единица измерения уровня радиоактивности почвы; жителям районов, где уровень загрязнения превышает 15 кюри на км2, обеспечено переселение по требованию). Фрукты, зерно, молочные продукты и дичь, поступающие из загрязненных районов, подлежат жесткому контролю и обработке перед употреблением, а значительная часть просто уничтожается. Тысячи колхозников потеряли средства к существованию.

По меньшей мере, 284 тыс. человек были вырваны из своих домов и переселены в отдаленные районы или новые города.

“Когда мы услышали, что солдат послали в Чернобыль в качестве ликвидаторов, мы решили, что нам повезло, что мы участвовали в войне”. Юрий, ветеран войны в Афганистане.

“Мы должны были прорыть туннель под реактором и поместить туда охлаждающее оборудование. У нас не было специальной одежды. У нас были аппараты для дыхания, но мы не могли их использовать, потому что было очень жарко. Мы работали по три часа, вручную вытаскивая по 70 вагонеток земли. 8 из 40 человек нашей команды уже умерли, остальные больны”. Владимир, бывший шахтер и ликвидатор,45 лет (позднее проект был отменен).

“Вначале люди просили проверить их фрукты на наличие радиации. Сейчас им на это наплевать. Материальные проблемы стали для них важнее”. Председатель администрации, Першай, Беларусь.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ – ДВОЙНОЕ БЕДСТВИЕ

После раскола Советского Союза новые независимые государства Беларусь, Украина и Российская Федерация взяли на свои плечи бремя чернобыльских проблем. Около 13 % госбюджета Беларуси, 4 % госбюджета Украины и 1 % госбюджета России уходит ежегодно на преодоление последствий катастрофы.

Пережив стресс эвакуации, нехватку продуктов питания и болезни, пострадавшее население столкнулось с новыми проблемами – стремительным ростом цен, резким сокращением покупательной способности и безработицей, последовавшими за правительственными реформами тяжелого перехода к рыночной экономике. В результате, бедные покупают самые дешевые продукты, откуда бы они ни поступали, и не обращают внимания на какие бы то ни было рекомендации. Сегодня употребление в пищу зараженных продуктов является самым распространенным способом проникновения радиоактивных веществ в организм. Многие из наиболее нужных специалистов, в частности врачи и учителя, уже уехали из загрязненных районов. На фоне этого появилась богатая, организованная преступная прослойка, имеющая доступ к конвертируемой валюте. Их сверкающие иномарки и новые роскошные виллы резко контрастируют с бедностью основной части населения.

 

ЧЕРНОБЫЛЬСКИЕ ЛЬГОТЫ – “ПАЛКА О ДВУХ КОНЦАХ”

Рис.14

Вскоре после катастрофы советские власти ввели для пострадавших в результате аварии разного рода льготы и спецмеры: от бесплатного медицинского обслуживания до пенсий по инвалидности и доплат (прозванных в народе “гробовыми”), которые могут удвоить зарплату рабочего в зараженной зоне.

Сегодня несколько миллионов человек требуют предоставления им льгот, многие, не имея на то никаких оснований. Некоторые в соотечественники, живущие за рубежом, возвращаются домой и поселяются в загрязненных районах только для того, чтобы получать материальную помощь.

Для многих семей чернобыльские льготы стали основным источником дохода. Люди разрываются между желанием избежать радиации и боязнью потерять деньги. Принцип материального возмещения становится преградой на пути развития. Пострадавшим странам необходимо найти новые формы материальной поддержки, при которых льготники смогут более активно содействовать развитию экономики и вновь обретут свое человеческое достоинство.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Рис.15

По общему мнению специалистов, к наиболее серьезным и продолжительным последствиям Чернобыльской катастрофы относятся последствия социально-психологического характера. В результате различного рода наблюдений и обследований были выявлены следующие жалобы:

    • низкая самооценка (53 % опрашиваемых)
    • склонность связывать все болезни с Чернобылем
    • повышенная тревожность
    • ощущение себя как жертвы
    • ощущение отсутствия будущего
    • чувство своей неспособности повлиять на настоящее и на будущее
    • понижение интеллектуальных способностей
    • социальная напряженность, связанная с чернобыльскими льготами
    • противоречие между желанием сохранить здоровье и необходимостью экономить или зарабатывать деньги ценой облучения
    • недоверчивое отношение к экспертам и официальным источникам информации
    • в некоторых случаях отдельные люди или целые поселения скрывают свой страх и депрессивное состояние, культивируя ложный оптимизм и отрицая пагубные последствия Чернобыля
    • уход от проблем за счет алкоголя и наркотиков.

 

ЛОЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И РАДИОФОБИЯ

Рис.16

Секретность, окружающая все, связанное с ядерной энергией и атомными бомбами, привела к всеобщему невежеству и боязни радиации во всем мире, даже в так называемых открытых обществах. Отсутствие информации, а также противоречивые или ложные сведения, распространяемые советскими властями после чернобыльской аварии, значительно приумножили масштабы этого явления.

Изначально плохо организованная подача информации повлекла за собой продолжительные последствия. Несмотря на все усилия, предпринятые в дальнейшем правительствами трех стран, чтобы обеспечить гласность, только 20 % людей, живущих на загрязненных территориях, доверяют информации и рекомендациям, исходящим из официальных источников, включая врачей. Малейшую жалобу они связывают с радиацией. И как бы это ни было легко понять, очевидно, что такой внутренний настрой подрывает их жизнь.

 

ЛЮДИ, ЛИШЕННЫЕ СВОИХ КОРНЕЙ

Рис.17

Для людей, ставших жертвами Чернобыля, многие устойчивые связи, такие как чувство принадлежности к коллективу, традиции, культура и религия, которые могли бы помочь им преодолеть выпавшие на их долю испытания, были разрушены в эпоху сталинизма и развитого социализма.

Люди потеряли доверие друг к другу, национальные традиции и язык были забыты, церкви закрыты, переоборудованы в склады или в музеи. Когда произошел взрыв, людям некуда и не к кому было обратиться, существующие службы не могли оказать никакой реальной помощи. Эвакуация разъединила семьи, люди оказались за десятки и сотни километров от своего дома в чужих поселках или в новых, не имеющих души городах.

Тем временем, неожиданные и быстрые перемены, происшедшие после провозглашения независимости, и экономический кризис породили такую ситуацию, в которой большинство людей полностью потерялись. Растерянность и депрессия чувствуются повсюду. Десятилетия покорности государственной власти отбили у людей чувство инициативы и способность приспосабливаться к ситуации.

 

ИЗВЛЕЧЕННЫЕ УРОКИ

Чернобыльская авария показала, насколько советские власти были не готовы к гражданским ядерным катастрофам. План экстренных мер не соответствовал ситуации; люди, участвовавшие в спасательных мероприятиях, не имели эффективной защитной одежды и оборудования. Это заставило также весь мир пересмотреть свои собственные превентивные меры.

Обстоятельства, в которых произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, были экстремальными (системы безопасности были преднамеренно отключены), но они выявили концептуальные недостатки реактора типа РБМК и поставили под сомнение безопасность функционирования 17 других энергоблоков того же типа, построенных в России, на Украине и в Литве, хотя их системы безопасности были улучшены.

Авария также вскрыла недостатки советских социальных, психологических и медицинских служб. До Чернобыля на Украине и в Белоруссии практически не было специалистов по радиационной медицине, а службы медконтроля либо не соответствовали требованиям, либо просто отсутствовали. Ничего также не было предусмотрено для того, чтобы помочь пострадавшим перенести полученные травмы.

Необходимость оповестить народ о катастрофе послужила важным фактором снятия завесы секретности, характерной для советского режима, и способствовала тем самым введению гласности.

Информация остается одним из основных катализаторов социальных перемен. Именно поэтому ЮНЕСКО включила в свою Чернобыльскую Программу несколько информационных проектов.

 

 

ПРОГРАММА “ЮНЕСКО-ЧЕРНОБЫЛЬ”

Рис.18

На протяжении более трех лет Советский Союз пытался самостоятельно преодолеть последствия чернобыльской катастрофы, но после краха советского режима в 1990 году новые независимые государства поняли, что в одиночку они не в состоянии с этим справиться. Тогда Беларусь, Украина и Российская Федерация обратились за помощью к международному сообществу. ЮНЕСКО, в сотрудничестве с другими организациями ООН, немедленно разработала Чернобыльскую Программу и начала искать внебюджетные источники финансирования. Официальное соглашение было подписано в январе 1991 года. Пять лет спустя бюджет Программы превышает 9 миллионов американских долларов.

Совместно с тремя странами ЮНЕСКО разработала более семидесяти проектов в области своих компетенции (образование, наука, культура, коммуникация, общественные науки). Около тридцати из них находятся в стадии осуществления или уже завершены. Остальные изучаются или ждут финансирования.

Программа “ЮНЕСКО–Чернобыль” объединяет усилия 29 государств-членов и полностью мобилизует около 150 человек, работающих на нее в России, в Беларуси и Украине. Руководство Программой осуществляется Руководящим комитетом, в который входят представители трех стран и специалисты ЮНЕСКО, действующие в рамках ее основных компетенции.

Секретариат Программы находится в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, бюро координатора проекта № 64 – в Киеве. Министерства по делам Чернобыля в каждой из трех стран координируют деятельность соответствующих национальных организаций и ведомств.

Кроме того, у каждого проекта, в зависимости от его масштаба, есть свой национальный координатор. Задействованы также национальные специалисты.

 

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Рис.19

Первоочередной задачей Программы является регулярное достижение конкретных результатов, для того чтобы пострадавшие видели, что их не забывают. Порой это связано с преодолением огромных препятствий, таких как: изначальное недоверие, стремление извлечь сиюминутную выгоду, экономический развал, бешеная инфляция, недостаток стройматериалов, не говоря уже о новаторстве некоторых идей.

Рис.20

Чернобыльская Программа стремится создать такие условия, при которых страны-участницы могли бы осуществлять проекты, вызывая при этом чувство доверия у жителей пострадавших районов.

Что касается среднесрочной и долгосрочной перспективы, то Программа нацелена на то, чтобы помочь трем странам интегрировать результаты международных проектов в общую стратегию устойчивого развития и содействовать, таким образом, улучшению качества жизни пострадавших.

Для этого необходимо:

    • добиться всеобщего понимания последствий катастрофы и информировать пострадавших о том, что они должны делать, чтобы защитить себя от радиации
    • обеспечить подготовку специалистов разного профиля
    • способствовать проведению научных исследований и осуществлять основные показательные проекты
    • помогать национальным учреждениям использовать накопленный опыт
    • укреплять связи между национальными специалистами и их зарубежными коллегами
    • информировать международное сообщество о реальных последствиях Чернобыльской катастрофы

 

И, наконец, поощряя личную инициативу и развивая чувство социальной ответственности, центры ЮНЕСКО стремятся помочь пострадавшим обрести свою самостоятельность.

 

ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

Краткосрочная деятельность (1990-1994 гг.)

    • Сбор средств и привлечение внимания общественности:
      • Концерты, выставки, создание памятных коллекций;
      • Выступления видных общественных деятелей в печати и по телевидению.

    • Гуманитарная помощь:
      • Организация отдыха за рубежом для 1200 детей, живущих на загрязненных территориях;
      • Поставки продовольствия и предметов первой необходимости
      • Поставки медикаментов и современного оборудования для больниц Украины, Беларуси и России;
      • Выработка долгосрочной стратегии.

 

Среднесрочная деятельность (1992-1996 гг.)

    • Исследования в области охраны окружающей среды и экологии:
      • Создание чернобыльской экологической научной сети с целью координирования исследований по последствиям аварии;
      • Семинары и международные встречи по вопросам воздействия чернобыльского выброса на водные системы

    • Проекты в области образования:
      • Изучение вопросов, связанных с окружающей средой; чтение курса в средних школах Украины;
      • Информационные пособия о взаимоотношении между окружающей средой и развитием, основанные на использовании компьютерной техники и подготовленные при участии специалистов 12 стран;
      • Обучение научных специалистов и социальных работников иностранным языкам.

    • Оказание поддержки населению и улучшение средств массовой информации:
      • Создание центра ЮНЕСКО в каждой из трех пострадавших стран, с целью оказания помощи в разрешении социально-психологических проблем связанных с Чернобыльской катастрофой;
      • Распространение информационных материалов о том как жить в условиях радиоактивного заражения, среди населения, пострадавшего в результате аварии, в частности среди детей, молодых матерей и ликвидаторов.

 

Долгосрочная деятельность (1992г. - )

    • Зона социально - экономического развития в Российской Федерации. Крупный проект создания нового города в 180 км от Москвы на территории площадью 200км2, выделенной российским правительством.
    • Продолжение среднесрочной деятельности.

 

 

ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИ

Рис.21

Идея создания центров - одно из главных направлений Программы “ЮНЕСКО-Чернобыль” - была обусловлена проблемами, существующими в трех пострадавших республиках, а именно:

    • В результате Чернобыльской катастрофы большое количество людей оказалось в бедственном положении;
    • Мнительные, испуганные, потерявшие свою самостоятельность и плохо информированные люди были не способны выразить свои чувства и беспокойство;
    • Разрозненные коллективы находились в поисках своей территориально-культурной общности;
    • Местная экономика была не в состоянии обеспечить всеобщую занятость.

С самого начала организаторы проекта решили работать в рамках существующих социальных структур, привлекая к работе политиков и представителей местных и областных администраций.

 

ЦЕЛИ

Центры ставят перед собой следующие цели:

    • Поощрять людей к самостоятельности и самовыражению;
    • Улучшать психологическое состояние всех возрастных и социальных групп населения;
    • Развивать способность находить выход из сложившихся ситуаций;
    • Развивать чувства доверия и социальной ответственности;
    • Укреплять семейные связи и родительские навыки;
    • Содействовать развитию района путем претворения в жизнь местных инициатив;
    • Способствовать развитию социально-психологической практики в трех странах;
    • Служить образцом для создания новых районных центров.

 

МЕТОДЫ РАБОТЫ

Работники центров постоянно улучшают все виды своей деятельности. Они руководствуются следующими принципами работы:

    • Работа с отдельными лицами, с акцентом на индивидуальную и семейную терапию;
    • Групповая работа – группы риска;
    • Отношения внутри коллектива, а также с местными организациями, соседними коллективами и учреждениями.

Особое внимание уделяется совершенствованию профессионального уровня:

    • Осуществляется постоянный контроль и повышение профквалификации персонала;
    • Регулярно проводится оценка деятельности центров;
    • Осуществляется профессиональная координация на национальном уровне.

  

СТРОИТЕЛЬСТВО ЦЕНТРОВ

Рис.22

Выбор мест

В ходе своих первых контактов с ЮНЕСКО ГОСКОМЧЕРНОБЫЛЬ СССР запланировал построить три центра в районах с высокой концентрацией эвакуированных и ликвидаторов.

К январю 1993 года планы трех новых независимых государств (в каждом из которых было свое министерство, занимающееся ликвидацией последствий Чернобыльской аварии) изменились. В каждой стране должен был быть создан не один, а три центра для ликвидаторов и эвакуированных в “чистые” районы, а также для людей, живущих в загрязненных районах.

 

Критерии

Основными критериями выбора мест для строительства центров были:

    • Размер поселения (четыре центра находятся в селах, один – при клинике, остальные – в маленьких городках);
    • Город/сельская местность (несколько центров находится в сельской местности, несколько – в промышленных районах);
    • Старое/новое поселение (два центра находятся в новых районах);
    • Радиоактивное загрязнение (некоторые центры находятся на загрязненных территориях, некоторые – в “чистых” зонах);
    • Демографические характеристики поселений (наличие ликвидаторов, эвакуированных, больных детей и т.д.);
    • Участие местных органов власти (этот критерий стал приниматься во внимание при создании последних центров).

 

Финансирование

Министерство по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на ЧАЭС Республики Беларусь, МИНЧЕРНОБЫЛЬ Украины и МЧС России выделили здания и взяли на себя большую часть расходов, связанных с ремонтно-строительными работами. Они также выплачивают заработную плату работникам центров и покрывают текущие расходы. Внебюджетное финансирование со стороны ЮНЕСКО:

    • Канада;
    • Deutscher Caritas-Verband (для центра в Аксаковщине);
    • Diakonisches Werk der EKD (для трех центров);
    • ЮНИСЕФ (для четырех центров);
    • Чернобыльский фонд ООН;
    • Нидерланды.

 

Планирование и строительство

Три центра – в Никольской Слободе, в Стрешине и в Аксаковщине – были безвозмездно спроектированы для ЮНЕСКО французскими архитекторами (Agence d'Architecture des Gobelins). Помещения других центров были реконструированы по проектам тех же архитекторов, работавших в тесном сотрудничестве с их местными коллегами.

Общая стоимость проекта составляет на сегодняшний день более 2 миллионов долларов.

 

Преодоление препятствий

Несмотря на многочисленные трудности и препятствия, к официальному открытию в 1994 году не было закончено строительство только двух центров – в Аксаковщине (Беларусь) и в Болхове (Россия). До завершения строительства сотрудники центров продолжают работать во временных помещениях.

Министерства, занимающиеся ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, и правительства трех стран никогда не теряли веру в успех этого проекта, хотя вначале у них было весьма слабое представление о конечном результате их инвестиций. Они продолжали работать в условиях, которые могли бы отбить охоту у многих: бюрократические проволочки, нехватка материалов, суровые климатические условия. Наконец, центры открылись, посетители остались довольны увиденным, и все участники проекта были вознаграждены за свой труд. Власти увидели, что их усилия увенчались успехом; лица, уполномоченные принимать решения, завоевали доверие в глазах новых инвесторов; административные работники приобрели ценный опыт организации и осуществления нового сложного международного проекта такого рода.

  

БЕЛАРУСЬ

Рис.23

Аксаковщина

С момента своего открытия центр занимает временное помещение в поселке с населением 865 человек в 32 километрах к западу от Минска, в так называемой чистой зоне. В июне 1996 года он должен получить постоянное помещение на территории Клиники НИИ радиационной медицины – главного лечебного центра для наиболее тяжело пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы. Ежегодно свыше 4 тыс. пациентов проходят здесь 2-х–3-х недельное обследование и лечение.

 

Рис.24

Стрешин

Центр открыт в октябре 1994 года. Стрешин - это поселок с населением 1800 человек, расположенный в “чистой” зоне в 250 км от Минска и в 70 км от Гомеля (один из наиболее пострадавших районов). Центр был специально построен в новом поселке, основанном для эвакуированных из районов с высоким уровнем радиации.

 

Рис.25

Першай

Центр открыт в ноябре 1994 года. Население Першая – 643 человека (с окружающими деревнями – 1500). Центр расположен в 70 км к северу от Минска на загрязненной территории (1–5 кюри на км2), находящейся внутри “чистой” зоны. Центр тесно сотрудничает с местной больницей и школами.

 

 

УКРАИНА

Рис.26

Бородянка

Бородянка - небольшой промышленный городок (14 498 жителей), расположенный на границе слегка загрязненной территории (1–5 кюри на км2), в 45 км от Киева. Центр был открыт в ноябре 1994 года. Здесь проживает около 1500 ликвидаторов и 7 тыс. эвакуированных из 30-километровой зоны отчуждения, в семьях которых насчитывается 600 детей. Это самый крупный центр проекта.

 

Рис.27

Славутич

Центр был открыт в феврале 1994 года в новом городе (26 347 жителей), расположенном в “чистой” зоне на границе 30-километровой зоны отчуждения. Славутич был построен для работников ЧАЭС и их семей. Первые жители прибыли сюда в мае 1988 года. После закрытия станции, намеченного на 2000 год, роль центра еще больше возрастет.

 

Рис.28

Иванков

Небольшой поселок (12 000 жителей), расположенный на слегка загрязненной территории (1–5 кюри на км2), находящейся на границе 30-километровой зоны отчуждения, в 40 км от ЧАЭС. В самом городе живет 3520 ликвидаторов и 50 семей, эвакуированных из Чернобыля, в его окрестностях – 1218 ликвидаторов и 1800 семей эвакуированных. Центр открылся в мае 1994 года.

 

 

РОССИЯ

Рис.29

Никольская Слобода

Новый поселок, построенный для эвакуированных (1000 жителей, включая соседние деревушки) в “чистой” зоне в 100 км от Брянска. Ближайший поселок – Жуковка – (20 500 жителей) находится в 15 км. Центр открылся в ноябре 1994 года и служит образцом для создания других подобных районных организаций.

 

Рис.30

Узловая

Центр был открыт в ноябре 1994 года. Население Узловой около 100 тыс. человек. Промышленный шахтерский город, расположенный на загрязненной территории (5–15 кюри на км2), в 250 км к югу от Москвы. Здесь живет 90 ликвидаторов. Это самый большой город, в котором был создан центр ЮНЕСКО.

 

Рис.31

Болхов

С октября 1993 года центр занимает временное помещение. Население Волхова около 13 тыс. человек. Это небольшой городок, расположенный на загрязненной территории (5–15 кюри на км2), в 200 км к югу от Москвы. Когда-то это был богатый город, специализировавшийся по торговле мехами и кожей. Центр уже завоевал признание населения, но все еще находится в ожидании постоянного помещения.

 

 

СОЗДАНИЕ НОВОЙ ПРОФЕССИИ: СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК

Структура программы

Штат каждого центра насчитывает от 10 до 20 человек: директор, 3–5 социальных работников, бухгалтер, детские воспитатели, имеющие психологическую подготовку, регистратурный работник и несколько руководителей кружков, не считая техперсонал. В центрах также работают добровольцы, занимающиеся художественной и спортивной деятельностью.

В каждой стране есть свой национальный координатор и супервизор. Последний имеет высшее психологическое образование и проводит ежемесячно в каждом центре по 2 – 3 дня. За осуществлением же всего проекта следит психолог, который находится в бюро координатора проекта в Киеве.

 

Подбор кадров

Первым шагом ЮНЕСКО было открытие бюро в Киеве и назначение двух опытных психологов с больничным стажем. Они работают с представителями министерств, занимающихся ликвидацией последствий Чернобыльской аварии, и следят за результатами работы центров. В течение первого года они занимались всеми текущими вопросами: от строительства до поиска персонала и оборудования.

Найти квалифицированных специалистов для работы в центрах было нелегко. На Украине, например, насчитывалось лишь 800 психологов на 52 миллиона жителей. Существовала и другая проблема: в большинстве случаев центры находятся в маленьких городках и в сельской местности, в то время как квалифицированные специалисты предпочитают большие города, где им обеспечена хорошая работа.

 

Подготовка кадров

Психотерапия в том смысле, в каком ее понимают на западе, и социальная работа не существовали в советское время, когда психология подчинялась идеологии, а социальные службы были разбросаны и не отвечали своим задачам. В результате, подготовка психологов не соответствовала потребностям людей, обращавшихся в центры.

Поэтому, начиная с 1993 года, ЮНЕСКО ежегодно организует для персонала центров 2–месячные курсы интенсивной подготовки по психологии, социальной работе и вопросам управления. Каждый год три социальных работника проходят стажировку, включающую теоретические и практические занятия, в Западном Католическом Университете во Франции. ЮНЕСКО надеется на то, что сможет распространить эти стажировки и на другие страны Западной Европы.

Программой “ЮНЕСКО–Чернобыль” для сотрудников центров организованы также еженедельные курсы изучения иностранных языков, чтобы они могли читать иностранную литературу по специальности и общаться со своими зарубежными коллегами.

 

Новая профессия

Центры играют все возрастающую роль в совершенствовании профессий, связанных с заботой о людях. Это достигается благодаря их особому подходу к решению индивидуальных и семейных проблем, а также специальной подготовке их сотрудников.

Поскольку при советской власти социальной работы как таковой не существовало, ЮНЕСКО нужно было договориться с правительствами трех стран об утверждении соответствующего статуса для центров и их работников. Первые шаги к их общественному признанию были сделаны в 1993 году, когда был разработан временный устав центров, открыты банковские счета и назначены национальные супервизоры.

Тем временем социальные работники также получили профессиональное признание. С ними были подписаны пробные контракты сроком на один год. Эти условия были пересмотрены в 1995 году. Потребуются, однако, дальнейшие доработки, позволяющие учитывать уровень квалификации персонала. На сегодняшний день зарплата и статус социальных работников приравнены к зарплате и статусу школьных учителей, но их график и условия работы заметно отличаются. Сотрудники центров вынуждены работать в часы досуга населения, то есть в вечернее время, а также в выходные и праздничные дни.

Центры являются своего рода уникальным экспериментом, и у них уже имеется богатый опыт. Это относится к сравнительно новым методам терапии: консультирование, создание групп поддержки, семейная терапия, а также деятельность способствующая развитию района.

Это тем более важно, что чувство личной ответственности будет постепенно вытеснять выработанную на протяжении десятилетий привычку уповать во всем на государство.

С развитием этой новой профессии персонал центров призван сыграть важную роль в подготовке кадров следующего поколения.

 

 

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ

Только часть работы центров посвящена преодолению социально-психологического травматизма, вызванного Чернобыльской катастрофой. Их целью является также поощрение самостоятельности и коллективной деятельности на уровне поселения.

Летом 1993 года работники центров провели анкетирование, чтобы лучше познакомиться с местными жителями, узнать, что им нужно и что они умеют делать. После этого была разработана общая программа деятельности, которая подвергается корректировке по мере обнаружения новых проблем. Она включает специфические пожелания населения и культурные мероприятия.

156 620 человек посетило девять центров после их открытия в конце 1993 года: 90 400 детей, 36 800 подростков и 29 420 взрослых.

За последние два года было проведено 32 730 индивидуальных консультаций и 10 920 групповых встреч.

Работники центров дали 28 120 информационных справок.

 

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый центр имеет хорошо оборудованную игровую комнату с дидактическими играми, наборами красок и т.д. Детские психологи используют их для установления диагноза и проведения игровой терапии для детей, страдающих эмоциональными расстройствами. Игровые комнаты служат местом, где дети могут научиться общаться друг с другом. Иногда взрослые приходят в центр со своими детьми, задерживаются, чтобы выпить чашечку чая и поговорить..., после чего они нередко возвращаются туда уже без детей, чтобы поделиться своими проблемами.

Рис.32 Рис.33

Двигательные упражнения помогают детям выразить свои эмоции. В игре и общении они знакомятся с правилами жизни в обществе.

 

Рис.34 Рис.35

Занятия на открытом воздухе и праздники способствуют успеху центров.

Занимаясь с ребенком индивидуально или проводя занятия с маленькими группами, психологи подготавливают почву для более серьезного разговора.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ГРУППОВЫЕ И СЕМЕЙНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

У большинства семей, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, столько проблем, что, по крайней мере, один из членов семьи, как правило, нуждается в консультации. Алкоголизм, депрессия, болезни, плохая успеваемость в школе и преступность – типичные проблемы в районах, где находятся центры. Психологи принимают людей индивидуально, группами и целыми семьями, часто по несколько раз, а потом продолжают за ними наблюдать.

Рис.36

Хорошие отношения с терапевтом могут помочь человеку разобраться со своим прошлым.

Рис.37 Рис.38

Некоторые проблемы праще обсуждать в группе.

Семью можно рассматривать как отдельную группу. Как и в любой группе, в семье могут возникнуть проблемы. Терапевт может помочь каждому члену семьи проанализировать свои отношения с остальными членами и определить свое место в семье.

 

ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ

Многие проблемы, с которыми сталкиваются отдельные лица, имеются и у остальных членов поселения. Центры являются местом, где они могут встретиться и поговорить о своих невзгодах. Если им понадобится совет специалиста, они всегда могут обратиться к социальному работнику или к психологу. Ликвидаторы, эвакуированные, молодые матери и т.д. сформировали в центрах группы поддержки; поощряется также деятельность местных ассоциаций.

Рис.39 Рис.40

Общественная деятельность, празднование дней рождения и других событий помогают почувствовать свою принадлежность к коллективу.

Некоторые проблемы являются уделом целого поколения. Неформальные группы могут значительно облегчить страдания, связанные с тяжелыми воспоминаниями.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ

В некоторых центрах имеется достаточно места для занятий такими видами спорта, как каратэ или бокс. Во всех центрах проводится учебно-воспитательная работа с детьми и подростками, включая занятия по экологии, изобразительному искусству, компьютерной технике, кулинарии, танцам, музыке и письму. Часто эти занятия проводятся добровольцами.

 

1. Научная деятельность

Рис.41 Рис.43

Обучение измерению радиоактивности на занятиях по изучению окружающей среды.

Рис.42

 

 

2. Преподавание иностранных языков

Рис.44

Во многих центрах проводится преподавание иностранных языков, здесь можно найти иностранную литературу и журналы.

 

3. Ремесленная работа

Рис.45 Рис.46

Художественная и ремесленная деятельность дают возможность каждому проявить свои творческие способности.

 

4. Занятия спортом

Рис.47 Рис.48

Все центры оснащены спортивным оборудованием. Занятия спортом являются хорошим способом борьбы со стрессом и состоянием внутренней тревоги и помогают работникам центров выявить потенциальные проблемы поведения.

 

5. Музыка

Рис.49 Рис.50

Музыка играет все большую роль в деятельности центров. “Музыка надежды”, бесприбыльная международная организация, основанная известным аргентинским пианистом Мигуэлем – Анхелем Эстреллья (фото справа), разработала программу, которая включает организацию кружков с целью поощрения музыкального самовыражения и творческого обмена с музыкантами других стран.

 

6. Компьютерная грамотность

Рис.51

Дети и подростки с особым удовольствием работают на компьютере.

 

7. Рисование и художественная лепка

Рис.52

Центры дают возможность продолжить вековые традиции самовыражения через художественное и ремесленное творчество.

 

ИНФОРМАЦИЯ

Информация – это первый шаг к самостоятельности. Правдивая и достоверная информация может стать огромным благом после стольких лет обмана и утаивания. В людях может проснуться доверие и развиться чувство личной инициативы. Все центры оснащены печатным оборудованием для выпуска проспектов и информационных бюллетеней. Большинство центров организуют дискуссии и семинары.

 

1. Информирование населения

Рис.53 Рис.54

Центры обеспечивают население информацией и регулярно проводят лекции и дискуссии по всем интересным вопросам. Сотрудникам центров часто помогают добровольцы.

 

2. Издательская деятельность

Рис.55 Рис.56

Все центры выпускают хотя бы один информационный бюллетень для местного населения. Его распространение ограничено из-за нехватки средств.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рис.57 Рис.58

Возрождение экономической деятельности будет играть решающую роль в помощи людям обрести свою самостоятельность и чувство личной инициативы.

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Центры работают в тесном сотрудничестве с местными организациями, в частности с детскими садами, школами и больницами, а также с неправительственными организациями и ассоциациями. Их целью является укрепление связей внутри

 

1. Клубы для пожилых людей

Рис.59

В некоторых городах пенсионеры составляют больше половины населения. Центры призывают их передавать свои знания по истории и местным традициям новому поколению.

 

2. Муниципальные встречи

Рис.60

Центры могут служить местом, где представители населения и местных органов власти смогут решать проблемы и обсуждать новые идеи.

 

3. Досуг

Рис.61

Шахматные турниры, разрушают возрастные барьеры и вызывают всеобщий интерес.

 

4. Праздники

Рис.62

Центры признают значение национальных праздников как повода для всеобщего объединения.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В марте 1995 года сотрудники девяти центров, национальные супервизоры и координаторы, сотрудники киевского бюро координатора проекта и секретариата Программы “ЮНЕСКО - Чернобыль” провели в центре ЮНЕСКО в г. Узловая (Российская Федерация) 2-недельный семинар, чтобы подвести итоги, обменяться опытом и ознакомиться с новыми формами и методами работы.

Семинар оказался весьма плодотворным. В ходе работы руководящие работники и персонал уточнили цели проекта и приняли решение расширить набор предоставляемых услуг в соответствии с потребностями населения.

Была также отмечена необходимость в улучшении связей между центрами. Потребности местного населения и специфические формы работы персонала привели к тому, что у каждого центра сложились определенные навыки.

У одного центра накопился большой опыт работы с детьми, страдающими от облучения. У другого – опыт работы с эвакуированными, третий выпускает вместе с подростками информационные бюллетени по экологии. По мере возможности центры будут связаны между собой электронной почтой, что позволит персоналу более эффективно обмениваться опытом и имеющейся информацией.

 

 

ЧТО ОНИ ДУМАЮТ О ЦЕНТРАХ

Рис.63

“Я всегда знал, что мы живем на зараженной территории, но никто не мог мне сказать, что я должен делать, чтобы предохранить себя. Единственным местом, где мне оказали помощь и ответили на мои вопросы, был центр. Работники центра приняли меня в качестве добровольца и считают меня своим другом”.

В. Мазоха, ученик 10 класса бородянской школы.

 

“Подростки приходят сюда поработать на компьютере, а потом остаются, чтобы поговорить о своих проблемах”.

Сергей, социальный работник, Иванков, Украина.

 

“Важно, чтобы был кто-то, кто бы просто выслушал Вашу историю до конца”.

Психолог, Славутич, Украина.

 

“Некоторые дети приезжают в клинику по 7-8 раз. Она стала для них почти вторым домом. Часто, когда они уезжают к себе, они пишут нам письма и открытки или звонят по телефону”.

Лариса, социальный работник, Алексаковщина, Белорусь

 

“Некоторые люди стеснялись приходить сюда. Они говорили: “Это маленький городок, здесь все меня знают”. А сегодня очередь, чтобы попасть к терапевту”.

Елена, директор центра, Узловая, Россия.

 

“Мой муж долгое время пил. Он постоянно менял работу. Уже никто не хотел брать его. Я уговорила его пойти в центр и поговорить с психологом. К моему большому удивлению, он стал регулярно туда ходить. Он познакомился с людьми, у которых были те же проблемы, что и у него, и понял, что должен изменить свою жизнь”.

Жена алкоголика, посещающего центр.

 

“Я пенсионер и старый человек. Мои дети живут далеко отсюда. Я чувствовал себя очень одиноким до того дня, когда впервые пришел в центр. Сейчас у меня есть место, куда я могу пойти и встретиться с разными людьми. Я могу теперь отмечать наши традиционные праздники с другими стариками. Я чувствую себя намного счастливее”.

Пенсионер.

 

“У нас с мужем были серьезные проблемы между нами. Мы не понимали друг друга, и нам трудно было выразить то, что мы чувствовали. Мы получили ряд консультаций (сначала раздельно, потом вместе), и присоединились к группе семейных пар, у которых были те же проблемы. Мы стали лучше понимать друг друга, и сейчас нам легче решать наши проблемы”.

Молодая супружеская пара

 

“Несколько месяцев назад я слышал разговор между двумя девочками. Одна из спрашивала другую: “Ты идешь на танцы в центр?” А та ей отвечала: “Нет. Я не сумасшедшая!” Теперь они все туда ходят.”

Национальный супервизор, Беларусь.

 

“Я лежал в этом здании, когда здесь была больница. Здесь было ужасно. Я был удивлен, когда снова попал сюда, теперь уже в центр ЮНЕСКО. Все так изменилось, детям здесь нравится, они играют и смотрят телевизор”.

Посетитель, Иванков, Украина

 

“Здесь нет ничего - только одна школа и клуб, который находится в старом здании за несколько километров отсюда. Поэтому наш центр стал основным культурным местом в округе”.

Директор центра, Никольская Слобода, Россия

 

“Мальчик, который раньше был хорошим футболистом, потерял ногу. Его мать - алкоголик. Другой мальчик потерял обе ноги во время аварии. Благодаря центру они подружились и помогают друг другу. Они взяли на себя организацию музыки для одного праздника и хотят создать группу. Их родители участвуют в работе групп поддержки”.

Социальный работник, Бородянка, Украина

Рис.64
Рис.65
Рис.66
Рис.67
Рис.68
Рис.69

 

 

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ

Успех центров (проект № 64) подтвердил наличие целого ряда потребностей у населения, которые были выявлены в трех странах, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, а именно:

    • люди нуждаются в помощи для преодоления социально-психологических последствий аварии;
    • местному населению нужна помощь в организации построения демократического общества;
    • необходимость создания или совершенствования работы национальных служб социально-психологической помощи;
    • необходимость совершенствования профессиональной подготовки психологов и социальных работников.

 

В данном контексте проект будет нацелен на следующее:

    • Укрепление существующих центров
      • завершение строительства центров в Аксаковщине (июнь 1996 г.) и в Волхове (в течение 1996 г.), работающих до сих пор во временных помещениях;
      • поставка основного оборудования и обновление существующего (в пределах выделенных средств);
      • оценка деятельности, программ, управления и потребностей в подготовке кадров на данный момент;
      • завершение плана развития каждого центра.

 

    • Информирование населения о том, что нужно делать, чтобы жить в безопасности на зараженной территории

Первый этап:

    • выпуск и распространение информационной брошюры “Жить в условиях чернобыльской радиации”;
    • проведение семинаров для инструкторов по использованию данного издания;

Второй этап:

    • подготовка информационных листков для отдельных групп риска (детей, подростков, молодых матерей, ликвидаторов);
    • разработка стратегии информирования населения зараженных районов.

 

    • Передача накопленного опыта в области психологической и социальной работы высшим учебным заведениям
      • подбор материалов, описывающих изучение конкретных случаев и другие формы работы, с целью их использования в национальных учебных заведениях;
      • обзор и дополнение существующих материалов для подготовки персонала, участвующего в проекте;
      • изучение существующей системы профессиональной подготовки в области психологии и социальной работы с целью определения возможностей использования материалов, связанных с проектом.

 

    • Расширение сети центров ЮНЕСКО

 

    • Создание новых центров в трех странах по договоренности с национальными властями:
      • Беларусь: создание двух центров в Гомеле и в Могилеве; установление более тесных связей с гомельским информационным центром;
      • Россия: ЮНЕСКО дала принципиальное согласие участвовать в открытии центра для ликвидаторов в Москве. Другой центр должен открыться в Гагарине (Смоленская область), где живет много эвакуированных семей;
      • Украина: местонахождение новых центров еще не определено.

 

    • Расширение связей между центрами и другими местными организациями
      • экспериментальные проекты по сотрудничеству с местными больницами и школами находятся в стадии осуществления в Першае и в Стрешине (Беларусь). В других местах акцент ставится на создание новых рабочих мест и сотрудничество с муниципальными структурами.

 

    • Расширение роли и деятельности центров в соответствии с местными потребностями и возможностями, включая:
      • информационное обеспечение;
      • воспитание качеств лидера;
      • создание ассоциаций и клубов;
      • сотрудничество с национальными и международными ассоциациями;
      • помощь в создании новых рабочих мест.

 

    • Оказание помощи в улучшении инфраструктуры и социальных служб, особенно в новых микрорайонах, построенных за последние десять лет для людей, ставших жертвами Чернобыльской катастрофы

 

 

КАК ВЫ МОЖЕТЕ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ

На данной стадии осуществления проекта, описанной в настоящей брошюре, в поддержке нуждаются нижеуказанные подпроекты. Все могут участвовать в их осуществлении, независимо от формы и размера личного вклада.

 

ОКАЗАНИЕ ПОДДЕРЖКИ СУЩЕСТВУЮЩИМ ЦЕНТРАМ

Подпроект № 1

Оказание центрам помощи в улучшении их организации, в совершенствовании и развитии их деятельности. Июнь 1996 г. – декабрь 1997 г,

    • Требуется:

Для 9 центров: 185 тыс. долларов США, или: в России – 1 500 долларов США в месяц на один центр, на Украине и Республике Беларусь – 800 долларов США в месяц на один центр. Исключительно финансовая помощь.

 

Подпроект № 2

Помощь в осуществлении координации, контроля и обучения персонала центров. Июнь 1996 г. – декабрь 1997 г.

    • Требуется:

Часть необходимых средств может быть обеспечена в форме предоставления бесплатной экспертизы или оборудования (около 50 тыс. долларов США).

 

Подпроект № 3

Расширение библиотек центров. Увеличение книжного фонда и подписки на специальные журналы по психологии, социологии и территориальному развитию.

    • Требуется:

Потребности на 2 года: передача в фонд библиотек литературы или подписки на журналы или денежные пожертвования: 50 тыс. долларов США (по предварительной оценке).

 

Подпроект № 4

Обмен специалистами и предоставление стипендий. Для специалистов, участвующих в проекте, очень важно иметь возможность познакомиться с работой аналогичных служб в других странах.

    • Требуется:

3–6-месячные стипендии для поездки сотрудников центров за границу. Можно предусмотреть варианты обмена специалистами с государственными учреждениями

 

Подпроект № 5

Обобщение приобретенных знаний с целью включения их в Вузовские программы по психологии и социологии, подготовка учебных пособий на основе изучения конкретных случаев.

    • Требуется:

на 1 год – 100 тыс. долларов США. Возможно предоставление бесплатной экспертизы.

 

ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Подпроект № 6

Подготовка и распространение брошюры (от 32 до 48 страниц) для информации людей, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, о радиации и ее воздействии, и о мерах, позволяющих избежать облучения.

Первый этап

Брошюра уже составлена и отпечатана для рецензирования. В 1996 году она будет выпущена большим тиражом для распределения среди учителей, врачей и других специалистов.

Первый этап данного подпроекта финансируется Канадой и Нидерландами.

Второй этап

Подготовка и издание буклетов, посвященных конкретным проблемам первостепенного значения и предназначенных для отдельных групп населения. Вначале они будут распространяться через центры ЮНЕСКО, а потом в национальном масштабе.

    • Требуется:

Минимум 200 тыс. долларов США (в зависимости от тиража). Другие информационные материалы, в частности плакаты и слайды, будут подготовлены в зависимости от имеющихся в наличии средств.

Было разработано несколько показательных проектов по распространению существующих в центрах информационных служб на близлежащие школы и больницы.

 

Подпроект № 7

Ознакомление детей с радиацией. Этот проект направлен на создание школьных учебных пособий по теме “жизнь в условиях радиации”. При их подготовке будет широко использоваться опыт, накопленный в центрах ЮНЕСКО.

Выявление потребностей и определение поля деятельности в рамках системы образования; подготовка, издание и распространение пособий для занятий в школе. Подготовка учителей совместно с национальными пединститутами. На сегодняшний день необходимые материалы уже собраны.

    • Требуется:

150 тыс. долларов США для подготовки, тестирования и распространения учебных пособий.

 

Подпроект № 8

В сотрудничестве со здравоохранительными органами предоставить местным, областным и национальным больницам возможность использования опыта центров ЮНЕСКО в области информирования населения о радиации.

Консультации с министерствами здравоохранения; определение потребностей на основе имеющейся в центрах информации; определение действий, которые могут быть предприняты; приспособление существующего оборудования к специфическим потребностям системы здравоохранения.

Производство, распространение и подготовка материалов за счет министерств здравоохранения.

    • Требуется:

50 тыс. долларов США для начального этапа осуществления проекта.

 

Подпроект № 9

Сотрудничество с неправительственными организациями (НПО), работающими в областях, имеющих ключевое значение для развития района. Цель данного проекта: привлечь национальные и международные НПО к работе в центрах по вопросам, выходящим за рамки компетенции ЮНЕСКО. НПО будут информированы о потребностях каждого центра, и будут определены условия заключения договора о сотрудничестве с НПО, выразившими готовность участвовать в проекте. Для развития инициативы на начальной стадии и поощрения последующих достижений может быть установлено ограниченное число небольших премий.

    • Требуется:

100 тыс. долларов США.

 

УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ЦЕНТРОВ ЮНЕСКО

Подпроект № 10

Открыть в трех странах дополнительно девять центров. Строительство должно быть начато в 1996 году, что позволит распространить сеть центров на районы, которые в них нуждаются. Список центров предоставляется по требованию.

    • Требуется:

Иностранные инвестиции для создания одного центра: 125 тыс. долларов США. Города, в которых будут построены центры ЮНЕСКО, и города, пожертвовавшие средства, могут стать городами - побратимами.

 

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Федерико Майор

Генеральный директор ЮНЕСКО

Монсерра Кабале

Пьер Карден

Мигуэль Анхель Эстрелья

Послы доброй воли ЮНЕСКО

 

 

РУКОВОДЯЩИЙ КОМИТЕТ ПРОГРАММЫ “ЮНЕСКО-ЧЕРНОБЫЛЬ”

Представители ЮНЕСКО

Аднан Бадран

Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО, председатель Руководящего комитета, заместитель Генерального директора по науке

Колин Пауэр

Заместитель Генерального директора по образованию

Лоурдес Аризпе

Заместитель Генерального директора по культуре

Генрих Юшкявичус

Заместитель Генерального директора по коммуникации, информации и информатике

Франсин Фурнье

Заместитель Генерального директора по общественным наукам

Анри Лопез

Заместитель Генерального директора по внешним связям

Джон Бенет

Координатор проекта по сектору образования

 

Представители Республики Беларусь

Иван Кеник

Министр по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на ЧАЭС

Олег Иванов

Начальник отдела международного научно-технического сотрудничества, МИД Республики Беларусь

Анатолий Лебедко

Народный депутат, советник Президента республики

 

Представители Российской Федерации

Виктор Владимиров

Заместитель министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

Ефим Васин

Министр строительства России

Михаил Федотов

Чрезвычайный и полномочный посол, постоянный представитель Российской Федерации при ЮНЕСКО

 

Представители Украины

Владимир Холоша

Министр, МИНЧЕРНОБЫЛЬ Украины

Вячеслав Сотников

Исполнительный секретарь Комиссии Украины по делам ЮНЕСКО

Владислав Горбин

Начальник управления медико-санитарного обеспечения, МИНЧЕРНОБЫЛЬ Украины

 

 

УКРАИНА

Бюро координатора проекта в Киеве

Оксана Гарнец

Проектный специалист

Любовь Горих

Координатор проекта от ЮНЕСКО (1992-1995 гг.)

Алла Коломиец

Администратор

Инна Коломийченко

Секретарь

Александр Семеняк

Водитель

Владислав Торбин

Национальный координатор

Виталий Панок

Национальный супервизор

 

Центр в Бородянке

Л. Бойко

Директор

Л. Мехед

Заместитель директора

А. Амонс

Социальный работник

С. Колосовский

Социальный работник

Н. Мацеха

Социальный работник

Т. Сошко

Социальный работник

Н. Вышинская

Социальный работник

Б. Злотник

Детский воспитатель

Н. Городнюк

Руководитель кружков

 

Центр в Иванкове

Г. Бабич

Директор

Н. Бойко

Социальный работник

Л. Лозенко

Социальный работник

Л. Сидоренко

Социальный работник

В. Коваленко

Детский воспитатель

Г. Сикора

Детский воспитатель

С. Тарасенко

Детский воспитатель

В. Субботина

Руководитель кружков

 

Центр в Славутиче

В. Одиница

Директор

Ю. Акименко

Социальный работник

А Линкевич

Социальный работник

М. Томин

Социальный работник

Т. Нечай

Детский воспитатель

Л. Рыбакова

Руководитель кружков

3. Ромашова

Бухгалтер

 

 

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Иван Смоляр

Национальный координатор

Андрей Дорожевец

Национальный супервизор

Генадий Дулевич

Делегированный архитектор ЮНЕСКО

 

Центр в Першае

Е. Барановский

Директор

О. Акушевич

Заместитель директора

А. Мислевич

Социальный работник

А. Воловикова

Социальный работник

С. Козьгро

Детский воспитатель

Л. Голуб

Руководитель кружков

М. Протакевич-Русович

Руководитель кружков

Ю. Темницкая

Руководитель кружков

М. Шакин

Бухгалтер

 

Центр в Аксаковщине

И. Ярошенко

Директор

М. Дощинская

Социальный работник

Л. Лешукевич

Социальный работник

Н. Козлова

Детский воспитатель

Ю. Томасик

Детский воспитатель

Л. Панасевич

Руководитель кружков

В. Субботина

Руководитель кружков

Л.Тимошенко

Руководитель кружков

И.Горбачева

Секретарь

 

Центр в Стрешине

В. Пинчук

Директор

А. Балобаев

Социальный работник

Л. Лукичева

Социальный работник

А. Пастушенко

Социальный работник

О. Брусиловская

Детский воспитатель

Ю. Шикунова

Детский воспитатель

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Татьяна Марченко

Национальный координатор

Татьяна Мельничук

Национальный супервизор

 

Центр в Волхове

И. Кирюхин

Директор

С. Абрамочкина

Социальный работник

Н. Левина

Социальный работник

В. Тепляков

Социальный работник

С. Яковлев

Социальный работник

С. Булгаков

Детский воспитатель

Г. Котова

Детский воспитатель

 

Центр в Никольской Слободе

С. Макарова

Директор

Л. Чуркова

Заместитель директора

Л. Колдышева

Социальный работник

Н. Власова

Детский воспитатель

 

Центр в Узловой

Е. Корнева

Директор

М. Бобрик

Социальный работник

Р. Плотников

Социальный работник

Л. Прохорова

Социальный работник

Е. Зенкина

Социальный работник

А. Исаева

Детский воспитатель

Л. Шеховцова

Детский воспитатель

М. Чернова

Руководитель кружков

 

 

СЕКРЕТАРИАТ ПРОГРАММЫ “ЮНЕСКО-ЧЕРНОБЫЛЬ” В ШТАБ-КВАРТИРЕ ЮНЕСКО

Брюно Лефевр

Координатор Программы, исполнительный секретарь Руководящего комитета

Мартин Буске

Программный специалист

Дениз Арман

Секретарь

Ганс Кальтенекер

Консультант

Александр Рыбкин

Консультант

Флоранс Дюкюло

Консультант

 

 

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ ПРОГРАММЫ “ЮНЕСКО-ЧЕРНОБЫЛЬ”

Зона социально-экономического развития в Российской Федерации (Гагарин)

Александр Фролов

Национальный координатор в Российской Федерации

 

Информационная брошюра “Жить в условиях чернобыльской радиации”

Иван Кеник

Национальный координатор в Республике Беларусь

Проф. Галина Румянцева

Национальный координатор в Российской Федерации

Василь Ковальчук

Национальный координатор в Украине

 

Университеты, участвующие в Программе “ЮНЕСКО-Чернобыль”

Университет г. Утрехт (Нидерланды) - отделение психиатрии

Западный Католический Университет (Франция) - Институт прикладной психологии и социологии