Созданная и организованная в первый день после
аварии Правительственная комиссия под руководством заместителя председателя
Совмина СССР Щербины Б. Е. приняла на себя руководство работами по ликвидации
последствий аварии (ЛПА). В работах по ЛПА можно выделить несколько
этапов, на каждом из которых решались свои задачи, привлекались те или
иные силы и ресурсы.
1-й ЭТАП (с 26.04 по 69.05.86 г.)
Так называемый острый период ЛПА. В этот период
были приняты меры по эвакуации жителей из пострадавших районов, непосредственно
примыкающих к ЧАЭС. Этот этап закончился с окончанием работ по засыпке
аварийного реактора. Остановлены уцелевшие три реактора Чернобыльской
АЭС, получены и проанализированы первые данные, характеризующие масштаб
произошедшей аварии. Начато широкомасштабное привлечение научных кадров,
личного состава Министерства обороны (в том числе и резервистов), экономического
и промышленного потенциала страны.
Формально всеми признавалась необходимость научно-технического обоснования
всех мер по ликвидации последствий аварии. Однако уже с первых
недель после аварии наметилась и другая негативная тенденция. Крупные
решения, требующие значительных ресурсов и имеющие долгосрочные
последствия, принимались без должного научного обоснования. Зачастую
в основе принятых решений лежал краткосрочный политический интерес.
Яркий пример такого решения решение об ускорении работ
в 30-километровой зоне.
Интенсификация работ в 30-километровой зоне. Сразу после аварии
в зону ЧАЭС было введено большое количество военнослужащих, в том
числе солдат срочной службы в возрасте 1920 лет. В конце
мая было принято решение об ускорении дезактивационных работ за счет
массового привлечения резервистов (не имеющих опыта работы с источниками
ионизирующих излучений). Масштабы и темпы запланированных дезактивационных
работ не оценивались с позиций их реалистичности и возможных
дозовых затрат, поэтому многие цели оказались недостижимыми, а ряд
задач можно было решить в более умеренном темпе, то есть с меньшими
дозовыми затратами. |
2-й ЭТАП (май осень 1986 г.)
- Обеспечена ядерная и радиационная безопасность
на аварийном реакторе и прилегающей территории: под 4-м блоком сооружена
бетонная охлаждаемая защита, предотвращающая провал реактора в случае
ядерного разогрева топливосодержащих масс;
- опорожнены емкости бассейна-барботера; сооружена
«стена в грунте», препятствующая миграции радионуклидов с подземными
водами за территорию промплощадки ЧАЭС; проведена обваловка берегов
реки Припять; построены гидротехнические сооружения, препятствующие
загрязнению воды водохранилищ Днепровского каскада;
- сооружен «Саркофаг» над аварийным блоком сложнейшее
инженерное сооружение (объект «Укрытие»);
- вновь введены в эксплуатацию 1-й и 2-й энергоблоки
Чернобыльской АЭС.
В октябре 1986 г. в составе Минатомэнерго СССР
постановлением ЦК КПСС и Совмина создано производственное объединение
«Комбинат», на которое возложены задачи по организации, координации
и проведению работ в 30-км зоне, на ЧАЭС и строительству города Славутича.
3-й ЭТАП (осень 1986 г. 1989 г.)
ПО «Комбинат» с привлечением организаций
и ведомств союзного и республиканского подчинения, в первую
очередь персонала Минобороны, выполнил комплекс дезактивационных работ
как на самой станции, так и на прилегающей территории. Был
введен в эксплуатацию 3-й энергоблок ЧАЭС. На то время
имелось решение о завершении строительства и вводе в эксплуатацию
третьей очереди ЧАЭС c 5-ой и 6-ой реакторными установками.
Под давлением общественности это решение позже было пересмотрено. Пришлось
выполнить и комплекс работ по консервации этих зданий, сооружений
и оборудования. В этот же период был построен, в первую
очередь для эксплуатационного персонала ЧАЭС, г. Славутич (оказалось,
что на территории г. Славутича и на смежной территории
имелись пятна повышенного радиоактивного загрязнения, поэтому наряду
со строительством города были выполнены дезактивационные работы
на его территории и прилегающих окрестностях).Ряд работ, выполненных
в этот период (строительство пунктов захоронения радиоактивных
отходов «Буряковка» и «Подлесный», выполненное
с отступлением от норм и правил, регламентирующих вопросы
обращения с РАО, организация в ближней 5-км зоне ЧАЭС пунктов
временной локализации радиоактивных отходов и, особенно, снос и захоронение
«под себя» пораженного «рыжего леса»), в дальнейшем
имели крайне резкую и негативную оценку не только со стороны
«зеленых», но и со стороны ряда специалистов.
По захоронению «рыжего леса» и размещению на «пятне»
города Славутича были даже возбуждены уголовные дела, однако по прошествии
более десятка лет ясно, что результаты этих работ не вызвали катастрофически
последствий для экологии ближней зоны, а вот без их выполнения
двигаться вперед в разворачивании работ по ЛПА было бы
невозможно.
4-й ЭТАП (с 1990 г. по настоящее время)
В этот период пришло понимание, что справиться с последствиями
аварии в 30-км зоне ЧАЭС в ближайшие несколько лет и даже
несколько десятилетий не удастся. Сместились акценты работ: от ликвидации
к минимизации последствий. На первый план вышла задача обеспечения
нераспространения радионуклидов за пределы 30-км зоны. После распада
СССР 30-км зона была поделена по границе между Украиной и Белоруссией
и стала называться в каждой из республик «зоной
отчуждения». В украинской части зоны отчуждения выполнены
водоохранные работы, позволившие обеспечить защиту водохранилищ Днепровского
каскада в периоды максимальных паводков, а на белорусской
части организован Полесский радиоэкологический заповедник.
Подготовлено по материалам С. В. Казакова (ИБРАЭ РАН).
|