В начало раздела
Приоритеты программ преодоления последствий аварии главная страница

Прошедшие годы подтвердили ограниченность собственно радиологических последствий аварии для здоровья населения и окружающей среды. Но и в таких масштабах эти последствия должны быть отслежены, а работы по их своевременному выявлению и оказанию квалифицированной и адресной медицинской помощи должны быть продолжены и законодательно закреплены.

Масштаб социально-психологических и социально-экономических последствий гораздо более значителен. Не удалось предотвратить формирования серьезного социально-психологического стресса среди населения территорий, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения. Значительный ущерб нанесен экономике наиболее загрязненных районов, прекращено производство ряда важных видов продукции, затруднена реализация продукции сельского и лесного хозяйства в других регионах страны. Восприятие последствий аварии обществом не адекватно масштабу ее реальных радиологических последствий. В то же время ликвидация последствий аварии породила немало других проблем, затронувших миллионы людей. Некоторые решения в области социальной защиты, принятые на законодательном уровне, не были обоснованы и привели к быстрому нарастанию негативных социальных процессов. Это, прежде всего, относится к участникам работ по ликвидации последствий аварии, значительная часть которых признана инвалидами в связи с радиационным воздействием. Потребность в активной реализации комплекса мер социально-психологической и социально-экономической реабилитации по-прежнему очень высока.

Во многих затронутых аварией регионах достаточно очевидны негативные последствия, выражающиеся в ограниченности природопользования, деградации хозяйственной и социальной сферы. Диспропорция между беспрецедентно большими средствами, израсходованными на преодоление последствий аварии, ограниченностью радиологических последствий и нерешенностью многих проблем на местах побуждает к пересмотру приоритетов государственной политики в отношении затронутых аварией территорий. Это, прежде всего, пересмотр нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы преодоления последствий аварии и статуса радиоактивно-загрязненных территорий, усиление информационной работы среди населения и реализация программ, реально стимулирующих развитие социальной и производственной сфер.Библиотека

Принципиально важно, чтобы нормативно-правовая база способствовала реализации наиболее перспективных мер по снижению рисков для здоровья населения (как сегодняшнего, так и будущих поколений). В этом случае удастся создать эффективный механизм многократной компенсации малых рисков за счет снижения или предупреждения более значимых. Но для изменения законодательства необходимо изменение отношения общества к проблеме. Поэтому задача доведения до общества объективных данных по последствиям аварии является принципиально важной для успешного преодоления последствий аварии. В особенности это касается населения, проживающего на загрязненных территориях, и ликвидаторов. Уже сейчас приходится бороться не столько с реальными радиационными последствиями, сколько с далекими от истины представлениями, наносящими реальный ущерб здоровью людей. Гипертрофированное внимание к радиационному фактору приводит к недооценке реальной опасности от других причин, в частности, химических веществ. Контроль за содержанием радиоактивных веществ в атмосферном воздухе осуществляется регулярно, и случаев превышения предельно допустимых концентраций в последние годы в России не наблюдалось. В то же самое время почти в 200 городах России с числом жителей 64,5 млн. человек средние за год концентрации одного или нескольких вредных химических соединений превышают ПДК, а в некоторых из них максимальные концентрации достигают десятков ПДК.

В целом гармонизация нормативно-правовой базы в области радиационных и химических рисков отвечает долгосрочным интересам районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Но это будет лишь малым подспорьем. Нужны более радикальные меры со стороны государства, несущего основную ответственность за сложившуюся ситуацию. Такой мерой могла бы стать гарантированная авансовая закупка сельскохозяйственной продукции. Однако не только в Брянской области сельское хозяйство нуждается в поддержке, а инвестиции могут быть выгоднее на более богатых черноземных почвах. В этой ситуации остается один выход — создание благоприятного инвестиционного климата и реальных налоговых послаблений для наиболее загрязненных районов.

Как это сделать наилучшим образом, еще предстоит решить, но перед этим необходимо четко зафиксировать следующие позиции:

  • реальные проблемы загрязненных районов, заключающиеся в низком уровне жизни, связаны не с состоянием окружающей природной среды, оно много лучше, чем в подавляющем большинстве промышленно развитых регионов России, а с реальным экономическим, социальным и моральным ущербом, принесенным аварией;
  • вопрос о снятии льгот и компенсаций может быть рассмотрен только после того, как будут найдены и на практике начнут эффективно действовать программы социально-экономической реабилитации.

С середины 90-х годов государственные инвестиционные программы — наиболее эффективное направление реабилитации — были сведены «на нет». Это вызвало резкий спад экономики чернобыльских регионов, который усугубился на фоне общего ухудшения экономической ситуации в стране. Для наиболее пострадавших регионов время как бы «остановилось» — государственная помощь резко сократилась, а процесс рыночных реформ так и не получил такого же развития, как в других регионах.

Просчеты и ошибки в информировании населения твердо убедили не только самих жителей, но и все общество в опасности всего, что связано с последствиями Чернобыля. Это одна из причин, по которой население загрязненных территорий оказалось экономически и психологически совершенно не приспособленным к выживанию в рыночных условиях. До сих пор многие люди продолжают считать себя «жертвой Чернобыля» и считают радиацию причиной всех своих бед.

Такое положение формировалось не один год, и его нельзя преодолеть простым изменением законодательства или новой информационной кампанией. Преждевременно и говорить о том, что в наиболее загрязненных районах «можно делать все», а о радиации нужно просто забыть. На наиболее загрязненных территориях радиация будет оставаться значимым фактором по крайней мере в течение жизни еще одного поколения. На протяжении этих лет потребуется проведение защитных мероприятий в сельском хозяйстве. Но это не означает отсутствия экономических перспектив региона и возможностей его устойчивого развития.

Жителям необходимо, прежде всего, преодолеть в себе комплекс «загрязненной зоны». Например, опасения в связи с тем, что рядовой потребитель не будет покупать продукцию из этих районов, на местах явно преувеличены. В сегодняшних условиях долговременные перспективы экономического возрождения загрязненных территорий, пути выхода из кризиса не получают должного внимания именно потому, что общественный приоритет по-прежнему остается за теми проблемами, которые непосредственно связаны с радиацией.

Следует понимать, что различные позиции по вопросам радиационного риска не являются препятствием для нахождения консенсуса по другим вопросам. Таким безусловным приоритетом дальнейшего развития загрязненных территорий является подъем экономики.

О законодательных и иных мерах, которые могут быть предприняты в этой связи, читайте в брошюре «Радиация. Экономика. Жизнь. Новый взгляд на юго-запад Брянской области» (PDF)


Подготовлено по материалам И. И. Линге, И. Л. Абалкиной (ИБРАЭ РАН).


«Чернобыль в трех измерениях».
Обновленная версия образовательной мультимедиа программы, разработанной в рамках проекта ТАСИС ENVREG 9602 «Решение вопросов реабилитации и вторичных медицинских последствий Чернобыльской катастрофы».
© ИБРАЭ РАН, 2001—2006, European Commission, 2001