| ||||||||
| ||||||||
Исследования » Разработка методов и анализ безопасности объектов использования атомной энергии на завершающих стадиях жизненного цикла » Информационно-аналитическая поддержка комплексного решения проблем ядерной и радиационной безопасности » Информационное обеспечение программ в сфере ЯРБ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ЯРБ
В силу ряда исторических особенностей в нашей стране вплоть до середины 2000-х годов практически отсутствовал системный подход к заключительным стадиям ядерных технологий. Результатом этого стало накопление радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива и остановленных объектов использования атомной энергии, не имевших ясных перспектив своей эволюции. Ситуация стала принципиально меняться после старта Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008—2010 годы и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ-1). В результате ее реализации были решены наиболее критические проблемы, получен уникальный опыт осуществления ранее не проводившихся работ и созданы предпосылки для стратегического планирования завершения работ по ядерному наследию. Институт активно способствовал этим кардинальным сдвигам. В начале 2000-х годов ИБРАЭ РАН готовил научное обоснование необходимости перехода к системному решению накопленных проблем и созданию организационно-экономических условий для предотвращения накопления проблем в будущем. В середине 2000-х годов ИБРАЭ РАН включился в разработку долгосрочных федеральных программ по ядерной и радиационной безопасности с периодами реализации 2008—2015 гг. (ФЦП ЯРБ-1) и 2016—2030 гг. (ФЦП ЯРБ-2). ФЦП ЯРБ-1 Реализация мероприятий ФЦП ЯРБ-1 сопровождалась постановкой новых научно-технических вопросов с широким охватом критичных по уровню потенциальной опасности объектов. В период 2008—2015 гг. были решены такие задачи, как инвентаризация, ранжирование ядерно и радиационно опасных объектов, включая первичную регистрацию и отнесение отходов к особым. В итоге стал возможен системный анализ накопленных проблем, многие решения были апробированы на практике. Все критичные объекты включены в федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016—2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2), снята острота ситуации по десяткам объектов, в том числе выведены из эксплуатации и ликвидированы более 50 крупных объектов. Разработка федеральных программ является сложным и многоэтапным процессом, в который вовлечены Госкорпорация «Росатом», государственные заказчики программ, ИБРАЭ РАН, предприятия и организации отрасли, ведомства — кураторы Программы (Минэкономразвития России, Минфин России, организации ВПК). Основные проблемы управления программой связаны с необходимостью подготовки решений в условиях значительной неопределенности ожидаемых результатов по мероприятиям и требованием точного распределения финансовых ресурсов на последующие периоды реализации. Это обуславливает постоянные корректировки программы и существенно увеличивает затраты на управление в связи с необходимостью пересмотра большого количества проектных решений. Например, за 8 лет реализации ФЦП ЯРБ-1 специалисты Института подготовили 10 корректировок Программы, без которых обеспечить достижение основной цели было бы невозможно. В рамках осуществления этих задач в Отделении разработан широкий класс моделей реализации мероприятий программ, их аттестации и верификации с целью последующего применения для оперативной и обоснованной оценки последствий принимаемых управленческих решений. В современных тенденциях развития и непрерывного внедрения инноваций одним из ключевых показателей эффективности организации, во многом определяющим ее статус, является конкурентоспособность, которая напрямую обусловлена качеством и востребованностью выполняемых работ. Поэтому внедрение системы обеспечения качества для всех выполненных работ в отделениях и в ИБРАЭ РАН в целом является важным направлением деятельности Института и находится под особым контролем у его руководства. Основной целью процесса внедрения системы обеспечения качества является максимально возможное удовлетворение требований заказчика. Это достигается путём реализации следующих мер:
В ходе выполнения федеральных целевых программ в ИБРАЭ РАН разработана система мониторинга, в которой постоянно отслеживаются показатели исполнения государственных контрактов и договоров, параметры организационно-финансового плана, определяются целевые индикаторы и показатели программы в целом, а также текущие оценки результативности и эффективности. По результатам мониторинга система управления программой может оперативно реагировать на любые значимые факторы, выявлять и предлагать к распространению лучшие практики ведения работ, а также избегать «избыточных» и неэффективных мер. ФЦП ЯРБ-2 ИБРАЭ РАН в качестве одной из ведущих организаций российской атомной отрасли принимал активное участие в разработке ряда аспектов Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016—2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2), а после ее утверждения — в проведении работ по экспертному и информационно-методическому сопровождению ФЦП, мониторингу реализации мероприятий Программы. Разработка стратегий реализации ФЦП ЯРБ-2 К числу основных направлений деятельности Института в рамках реализации ФЦП-2 относятся:
Особое внимание Институт уделяет совершенствованию технологических аспектов и планированию финансовых и экономических ресурсов, необходимых для эффективного решения задач обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии, завершающей стадии жизненного цикла ОИАЭ и вывода их из эксплуатации. Для успешного решения этих задач необходимы усилия специалистов, обладающих четким предметным пониманием особенностей различных ядерных установок и радиационных источников и навыками экономического анализа в условиях высокой степени неопределенности исходных данных. В 2017 году в ИБРАЭ РАН был создан коллектив, объединяющий в себе энергичность молодых и перспективных специалистов и опыт профессионалов с многолетним стажем работы в области экономики. Их работа направлена на решение чрезвычайно актуальных для атомной отрасли задач, связанных с проблемами ядерного наследия. В ходе реализации мероприятий по научно-технической, информационно-методической и экспертной поддержке ФЦП-2 специалистами Института:
Форма предоставления актуализированных сводных данных об объектах в рамках реализации мероприятий ФЦП ЯРБ-2 Разработка цифровых информационных моделей (на примере АО «АЭХК») Работы по информационно-аналитическому сопровождению ФЦП ЯРБ включают также обеспечение публичности (открытости) информации о целевых индикаторах и показателях, о результатах мониторинга реализации мероприятий Программы. Для информирования заинтересованных лиц о ходе реализации ФЦП ЯРБ-1 в 2008 году специалистами ИБРАЭ РАН создан официальный сайт программы (http://fcp-radbez.ru), а в 2016 году после запуска ФЦП ЯРБ-2 разработан новый информационный интернет-портал (www.фцп-ярб2030.рф). Весомым вкладом ИБРАЭ РАН в развитие методологии и научно-информационной базы обеспечения ядерной и радиационной безопасности стала подготовка трехтомной монографии «Проблемы ядерного наследия и пути их решения». В монографии рассмотрены как общие вопросы формирования проблем ядерного наследия, так и актуальные задачи и концепции обращения с радиоактивными отходами. | ||||||||
|