Русский / English 
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТИССЛЕДОВАНИЯПРОЕКТЫНАУКА И ОБРАЗОВАНИЕНОВОСТИКОНТАКТЫ
 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ЯРБ


С 2008 года и по настоящее время ИБРАЭ РАН является головной организацией по разработке концепций, экспертному и информационно-методическому сопровождению, мониторингу реализации мероприятий и формированию государственной отчетности по федеральным целевым программам решения проблем «ядерного наследия» с периодами реализации 2008—2015 гг. (ФЦП ЯРБ-1) и 2016—2030 гг. (ФЦП ЯРБ-2).

Институтом разработан широкий класс моделей реализации мероприятий программ, их аттестации и верификации с целью последующего применения для оперативной и обоснованной оценки последствий принимаемых управленческих решений.

При этом особое внимание уделяется вопросам внедрения системы обеспечения качества для всех выполненных работ.

Иванов Артем Юрьевич
и.о. заведующего отделением информационного обеспечения программ в сфере ЯРБ

В силу ряда исторических особенностей в нашей стране вплоть до середины 2000-х годов практически отсутствовал системный подход к заключительным стадиям ядерных технологий. Результатом этого стало накопление радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива и остановленных объектов использования атомной энергии, не имевших ясных перспектив своей эволюции.

Ситуация стала принципиально меняться после старта Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008—2010 годы и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ-1). В результате ее реализации были решены наиболее критические проблемы, получен уникальный опыт осуществления ранее не проводившихся работ и созданы предпосылки для стратегического планирования завершения работ по ядерному наследию.

Институт активно способствовал этим кардинальным сдвигам. В начале 2000-х годов ИБРАЭ РАН готовил научное обоснование необходимости перехода к системному решению накопленных проблем и созданию организационно-экономических условий для предотвращения накопления проблем в будущем. В середине 2000-х годов ИБРАЭ РАН включился в разработку долгосрочных федеральных программ по ядерной и радиационной безопасности с периодами реализации 2008—2015 гг. (ФЦП ЯРБ-1) и 2016—2030 гг. (ФЦП ЯРБ-2). 

ФЦП ЯРБ-1

Реализация мероприятий ФЦП ЯРБ-1 сопровождалась постановкой новых научно-технических вопросов с широким охватом критичных по уровню потенциальной опасности объектов. В период 2008—2015 гг. были решены такие задачи, как инвентаризация, ранжирование ядерно и радиационно опасных объектов, включая первичную регистрацию и отнесение отходов к особым. В итоге стал возможен системный анализ накопленных проблем, многие решения были апробированы на практике. Все критичные объекты включены в федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016—2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2), снята острота ситуации по десяткам объектов, в том числе выведены из эксплуатации и ликвидированы более 50 крупных объектов.

Разработка федеральных программ является сложным и многоэтапным процессом, в который вовлечены Госкорпорация «Росатом», государственные заказчики программ, ИБРАЭ РАН, предприятия и организации отрасли, ведомства — кураторы Программы (Минэкономразвития России, Минфин России, организации ВПК). Основные проблемы управления программой связаны с необходимостью подготовки решений в условиях значительной неопределенности ожидаемых результатов по мероприятиям и требованием точного распределения финансовых ресурсов на последующие периоды реализации. Это обуславливает постоянные корректировки программы и существенно увеличивает затраты на управление в связи с необходимостью пересмотра большого количества проектных решений. Например, за 8 лет реализации ФЦП ЯРБ-1 специалисты Института подготовили 10 корректировок Программы, без которых обеспечить достижение основной цели было бы невозможно. В рамках осуществления этих задач в Отделении разработан широкий класс моделей реализации мероприятий программ, их аттестации и верификации с целью последующего применения для оперативной и обоснованной оценки последствий принимаемых управленческих решений. 

В современных тенденциях развития и непрерывного внедрения инноваций одним из ключевых показателей эффективности организации, во многом определяющим ее статус, является конкурентоспособность, которая напрямую обусловлена качеством и востребованностью выполняемых работ. Поэтому внедрение системы обеспечения качества для всех выполненных работ в отделениях и в ИБРАЭ РАН в целом является важным направлением деятельности Института и находится под особым контролем у его руководства. Основной целью процесса внедрения системы обеспечения качества является максимально возможное удовлетворение требований заказчика. Это достигается путём реализации следующих мер:

  • организация и обеспечение своевременного выполнения контрактных обязательств в полном объеме;
  • контроль своевременного выполнения работ и достижения ключевых событий, предусмотренных сетевым графиком по контракту;
  • организация процессов подготовки отчетной документации;
  • организация процессов по получению разрешений на информационные материалы для их открытого опубликования, регистрации НИОКР в единой государственной системе учета, процедуре получения свидетельства о государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности (РИД).

В ходе выполнения федеральных целевых программ в ИБРАЭ РАН разработана система мониторинга, в которой постоянно отслеживаются показатели исполнения государственных контрактов и договоров, параметры организационно-финансового плана, определяются целевые индикаторы и показатели программы в целом, а также текущие оценки результативности и эффективности. По результатам мониторинга система управления программой может оперативно реагировать на любые значимые факторы, выявлять и предлагать к распространению лучшие практики ведения работ, а также избегать «избыточных» и неэффективных мер.

ФЦП ЯРБ-2

ИБРАЭ РАН в качестве одной из ведущих организаций российской атомной отрасли принимал активное участие в разработке ряда аспектов Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016—2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ-2), а после ее утверждения — в проведении работ по экспертному и информационно-методическому сопровождению ФЦП, мониторингу реализации мероприятий Программы.

  Разработка стратегий реализации ФЦП ЯРБ-2

К числу основных направлений деятельности Института в рамках реализации ФЦП-2 относятся:

  • информационно-аналитическая и экспертная поддержка Госкорпорации «Росатом» по вопросам реализации программ и проектов в сфере завершающей стадии жизненного цикла (ЗСЖЦ);
  • развитие цифровых технологий восстановления данных об объектах и формирование комплексной базы знаний объектов ядерного наследия;
  • развитие нормативно-правового регулирования обращения с объектами ядерного наследия.

Особое внимание Институт уделяет совершенствованию технологических аспектов и планированию финансовых и экономических ресурсов, необходимых для эффективного решения задач обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии, завершающей стадии жизненного цикла ОИАЭ и вывода их из эксплуатации. Для успешного решения этих задач необходимы усилия специалистов, обладающих четким предметным пониманием особенностей различных ядерных установок и радиационных источников и навыками экономического анализа в условиях высокой степени неопределенности исходных данных. В 2017 году в ИБРАЭ РАН был создан коллектив, объединяющий в себе энергичность молодых и перспективных специалистов и опыт профессионалов с многолетним стажем работы в области экономики. Их работа направлена на решение чрезвычайно актуальных для атомной отрасли задач, связанных с проблемами ядерного наследия.

В ходе реализации мероприятий по научно-технической, информационно-методической и экспертной поддержке ФЦП-2 специалистами Института:

  • выполнен системный анализ реализуемых отраслевых планов и программ в области обеспечения безопасности обращения с ОЯТ и РАО и пунктов длительного захоронения радиоактивных отходов; 
  • обоснована необходимость дополнения «Стратегии развития ядерной энергетики России до 2050 года и в перспективе на период до 2100 года» двумя разделами (приложениями) — «Инфраструктурное обеспечение двухкомпонентной ядерной энергетики России в части обращения с ОЯТ, РАО и ВЭ» и «Экологическое обоснование развития ядерной энергетики России и гуманитарные аспекты»; 
  • структурированы и систематизированы в единой информационной системе с интерактивным представлением и постоянным обновлением исходные и отчетные данные по планированию, выполнению и результатам реализации ФЦП ЯРБ-2 за период 2016—2019 гг., а также данные об объектах ядерного наследия (более 100 характеристик);
  • разработаны методические указания и рекомендации по проведению пилотных проектов, собраны «типовые инициативы» для повышения эффективности и оптимизации стратегий распределения ресурсов, верифицированные на организациях отрасли;
  • с целью создания информационной основы для выработки долгосрочных стратегий по управлению ЗСЖЦ объектов наследия развернуты работы по созданию цифровых информационных моделей («цифровых двойников») промышленных площадок, планируемых к выводу из эксплуатации, с использованием высокоточных методов лазерного сканирования. В 2019 году в качестве пилотных площадкок были выбраны ФГУП «РАДОН» и АО «АЭХК»;
  • разработан проект федерального закона «О ядерном наследии…», а также пакет обосновывающих материалов, включая финансово-экономическое обоснование. В законопроекте определено понятие объектов ядерного наследия, критерии отнесения к объектам ядерного наследия и предусмотрены современные механизмы эффективного решения накопленных проблем.

 

 Форма предоставления актуализированных сводных данных об объектах в рамках реализации мероприятий ФЦП ЯРБ-2

Разработка цифровых информационных моделей (на примере АО «АЭХК») 

Работы по информационно-аналитическому сопровождению ФЦП ЯРБ включают также обеспечение публичности (открытости) информации о целевых индикаторах и показателях, о результатах мониторинга реализации мероприятий Программы. Для информирования заинтересованных лиц о ходе реализации ФЦП ЯРБ-1 в 2008 году специалистами ИБРАЭ РАН создан официальный сайт программы (http://fcp-radbez.ru), а в 2016 году после запуска ФЦП ЯРБ-2 разработан новый информационный интернет-портал (www.фцп-ярб2030.рф).

Весомым вкладом ИБРАЭ РАН в развитие методологии и научно-информационной базы обеспечения ядерной и радиационной безопасности стала подготовка трехтомной монографии «Проблемы ядерного наследия и пути их решения». В монографии рассмотрены как общие вопросы формирования проблем ядерного наследия, так и актуальные задачи и концепции обращения с радиоактивными отходами.

  


ИБРАЭ РАН © 2013 Карта сайта | Связаться с нами