| ||||||||
| ||||||||
Исследования » Разработка методов и анализ безопасности объектов использования атомной энергии на завершающих стадиях жизненного цикла » Информационно-аналитическая поддержка комплексного решения проблем ядерной и радиационной безопасности » Системный анализ вопросов развития единой государственной системы обращения с РАО СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С РАОВозможность обсуждения вопросов безопасного обращения с РАО с ведущими специалистами России с ориентацией на мировой опыт и реальное знакомство с ним — один из источников динамичного развития ИБРАЭ РАН. В рамках данной деятельности проводится анализ нормативно-правовых требований по обращению с РАО на предмет соответствия лучшим международным практикам, а также анализируется практическая деятельность на предприятиях ЯТЦ. ИБРАЭ РАН являлся ведущим исполнителем масштабного проекта «Первичная регистрация РАО». Результатом его реализации стала специальная методология отнесения накопленных РАО к удаляемым или особым и определение на ее основе конечных состояний всех пунктов хранения. В настоящее время продолжаются работы по подготовке изменений в Федеральный закон «Об обращении с РАО» и Постановление Правительства РФ от 19 октября 2012 г. № 1069 «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов», а также работы по совершенствованию системы классификации удаляемых радиоактивных отходов исходя из накопленного опыта обращения с ними, определению направлений оптимизации технологических процессов обращения с РАО и анализу радионуклидного состава РАО в контексте долгосрочной безопасности и разработки критериев приемлемости РАО. Переход от стадии разработки концептуальных принципов обращения с РАО к их практической реализации требует регулярного системного анализа с целью своевременного разрешения возникающих проблем в нормативном и технологическом аспектах с целью повышения эффективности деятельности. В целом по каждому аспекту развития Единой государственной системы обращения с РАО (ЕГС РАО) можно выделить основные подходы, которые ИБРАЭ РАН предлагает использовать при определении долгосрочной стратегии, концепции или тактики на последующий период. Очевидно, что развитие нормативно-правовой базы ЕГС РАО должно осуществляться на основе принципов радиационной защиты и в рамках долгосрочной стратегии, определенной положениями Объединенной конвенции о безопасности обращения с ОЯТ и РАО. В отношении вопросов проведения первичной регистрации РАО и системы государственного учета и контроля следует осуществлять информационную реновацию, то есть вовлекать в анализ ориентированные на достижение конечного результата упорядоченные по времени и происхождению ряды данных, проводить глубокое структурирование учета. Принципиальным в данном вопросе является обеспечение согласованности планов по развитию инфраструктуры по обращению с РАО, включая их захоронение, и актуальных потребностей производственной деятельности предприятий атомной отрасли и деятельности по ликвидации ядерного наследия. Эта согласованность должна быть достигнута путем гармоничного развития нормативно-правовой базы, углубления знаний в части характеристик РАО и процессов их переработки в контексте обеспечения долговременной безопасности РАО при их захоронении. ИБРАЭ РАН является членом Координационной межведомственной комиссии по развитию Единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами, в состав которой входят представители Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, Госкорпораций, Российской академии наук, ведущие специалисты в области радиационной гигиены, экологии и ядерной энергетики. Специалисты ИБРАЭ РАН разработали подходы к установлению критериев классификации РАО для захоронения и к их численным значениям, основанные, в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ, на рамочной оценке безопасности размещения РАО с различными характеристиками в том или ином типе ПЗРО при базовом и альтернативном сценарии их эволюции. Опираясь на исследования ИБРАЭ РАН, Координационная межведомственная комиссия приняла проект Отраслевого плана подготовки предложений, который предусматривает подготовку проекта постановления Правительства РФ о внесении в 2020 году изменений в Постановление Правительства РФ от 19 октября 2012 г. № 1069. Анализ инфраструктурного обеспечения деятельности на завершающей стадии жизненного цикла объектов ядерного наследия Широкий спектр проблем, связанных с ликвидацией объектов ядерного наследия, известен достаточно подробно. Очевидно, что их игнорирование или недостаточное внимание к многочисленным проблемным аспектам может повлечь за собой усугубление ситуации. Этим обусловлена важность и актуальность задач, решаемых ИБРАЭ РАН в контексте обеспечения ядерной и радиационной безопасности атомной отрасли. Выработка научно обоснованных решений в сфере планирования работ по преодолению проблем ядерного наследия сопряжена с проведением многофакторного анализа состояния объектов, с оценкой потенциальных опасностей (рисков), а также с выполнением вариативных оценок развития необходимой объектовой инфраструктуры. Сотрудники Отделения анализа долгосрочных рисков в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности ИБРАЭ РАН осуществляют регулярный системный анализ выполненных и предстоящих работ в рамках ФЦП ЯРБ-2 с учетом опыта реализации программ прошлых лет. Цель такого анализа — мониторинг работ, оптимизация требований к инфраструктуре и снижение затрат на реализацию практических мероприятий по обращению с РАО, ОЯТ и выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия. Начиная с 2006 года и по настоящее время, ИБРАЭ РАН, во взаимодействии с Госкорпорацией «Росатом», НТЦ ЯРБ и Ростехнадзором, осуществляет научное и аналитическое сопровождение подготовки национальных докладов Российской Федерации в рамках Объединенной конвенции и представления их Совещаниях Договаривающихся сторон в МАГАТЭ. Научная поддержка совершенствования законодательства и нормативно-правового регулирования в области безопасности атомной энергетики Участие в создании новой нормативно-правовой базы обращения с РАО, направленной на формирование Единой государственной системы обращения с отходами, является одним из значимых направлений деятельности Института. В частности, Институт оказывал информационную и методическую поддержку эксплуатирующим организациям и Госкорпорации «Росатом» при проведении первичной регистрации накопленных РАО (2013—2014 гг.). Благодаря организации межотраслевого взаимодействия и подключения к работе большого количества ведущих специалистов из различных сфер деятельности, а также более десятка промышленных предприятий, в крайне сжатые сроки была успешно решена ключевая задача первичной регистрации — разработаны методы оценок доз, рисков, затрат и ущерба окружающей среде, необходимых для обоснования отнесения РАО к особым. Разработанные эксплуатирующими организациями обоснования дали возможность комиссиям принять взвешенные решения по отнесению особым радиоактивных отходов, размещенных на площадках более чем 70 объектов. Значимым событием для всей атомной отрасли России стало принятие в 2011 году федерального закона №190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В подготовке этого законопроекта важную роль сыграли специалисты ИБРАЭ РАН. В настоящее время завершена подготовка предложений по внесению в этот закон изменений, которые были разработаны на основе правоприменительной практики, предложений эксплуатирующих организаций, органов государственного регулирования безопасности, научных организаций. К основным изменениям относятся:
Направление проекта изменений для рассмотрения в федеральные органы исполнительной власти планируется в 2020 году. Проводимые в настоящее время ИБРАЭ РАН исследования в области обоснования безопасности пунктов захоронения РАО для населения и окружающей среды, основанные на международных рекомендациях и опыте, полученном в ходе реализации программ ФЦП ЯРБ-1 и ФЦП ЯРБ-2, направлены на то, чтобы, подведя итог дискуссиям о гипотетическом долгосрочном влиянии этих объектов на биоту, разграничить вопросы радиоэкологии и проблемы обращения с РАО. Анализ радионуклидного состава РАО в контексте оценки долгосрочной безопасности Система измерений РАО изначально была ориентирована на обеспечение эксплуатационной безопасности. Вопросам же обеспечения долговременной безопасности уделялось меньше внимания. Это проявилось в недостаточной проработке проблем, связанных с характеризацией отходов, что может привести к негативным последствиям уже на этапах классификации удаляемых РАО и их переработки. В связи с этим, одной из перспективных задач, решаемых в настоящее время в рамках создания ЕГС РАО, является анализ радионуклидного состава РАО с целью выделения радиологически значимых радионуклидов в контексте оценки долгосрочной безопасности и создание методических подходов к определению их содержания. Эта информация вкупе с анализом технологий их переработки позволяет оптимизировать как требования к контролю радионуклидного состава, так и критерии приемлемости, которым должны соответствовать РАО при захоронении. В рамках научного сопровождения развития ЕГС РАО в 2019 году ИБРАЭ РАН выполнен комплекс расчетно-аналитических (совместно с ФГУП «ПО «Маяк») и расчетно-экспериментальных (совместно с АО «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина») исследований радионуклидных составов и радиационных характеристик ОЯТ (ВВЭР-440, ВВЭР-1000 и БН-600) и РАО (материалы ТВЭЛ и ТВС ВВЭР-440, 1000 и БН-600, внутрикорпусных устройств, графитовых кладок РБМК, алюмофосфатное и боросиликатное стекло), позволивших сделать предварительные оценки характеристик РАО 1 и 2 класса для целей оценки безопасности захоронения и предложить организационно-технические мероприятия по оптимизации загрузки будущего ПГЗРО. | ||||||||
|